Форум » Вопрос священнику » О посте » Ответить

О посте

Путник: Дорогие архипастыри и пастыри. У нас в приходе растет ропот недоумения и, соответственно, осуждение. Прошу Вашего разъяснения. Дело в том, что скоро начинается Успенский пост и наш настоятель по окончании Литургии очень подробно расписал приходу что можно есть, а что нельзя. Методом сравнения и анализа меню монастырей (благо интернет есть везде) прихожане поняли, что наш батюшка установил в приходе пост по самому строгому монастырскому уставу. Невольно происходит ропот и шатание умов. Подскажите пожалуйста, можно ли (а главное - нужно ли) применять монастырский устав в обычном приходе. Как Владыка благословил постится простых прихожан в Успенский пост (если можно подробно)? Спаси Вас Господи!

Ответов - 66, стр: 1 2 3 4 5 All

ИРИНА А.: По теме. (Мнение священника, заметьте.) Протоиерей Александр Авдюгин: «Пусть все будут разными» 15.06.2009 (Весь текст помещать не буду, выделю только, на мой взгляд, основное): Что главное в посте? Как определить лично для себя меру поста? Почему нам так трудно подойти к посту творчески? Об этом мы беседуем с протоиереем Александром Авдюгиным, настоятелем двух храмов — Свято-Духова в селе Ребриково и храма-часовни св. прав. Иоакима и Анны в г. Ровеньки Луганской области, главным редактором православного портала svetilen.ru - Отец Александр, скажите пожалуйста, что главное в посте? - В пост главное соединить в себе «я» внутреннее и «я» внешнее. - Как это можно почувствовать? - Симфонию внешнего и внутреннего? Когда достигаешь этой симфонии в душе, то все окружающие кажутся нормальными людьми. А когда симфонии нет – начинается деление: этот такой, а этот – такой… - Как определить для себя меру поста? - Каждый человек – эксклюзив, поэтому и пост у каждого только свой. Определяешься сам, по опыту и силам, и советуешься со священником. У кого есть духовник – тому проще, то, что он благословил, то и исполнять. Необходимо четкое сочетание духовного постового подвига и трудов повседневных, которые имеются у тебя, и которые ты обязан совершать. Нельзя оправдывать нерадение на работе и безобразное отношение к своим обязанностям дома необходимостью более частой молитвы и прочими постовыми обязательствами. Собственное решение о степени поста очень часто неисполнимо. «Я хочу провести пост вот так». Но мы обычно себе всегда планку поднимаем. Поэтому нужен совет священника. Благословляет – стремимся, не благословляет – планку опускаем ниже. Ни в коем разе не общее правило для всех . Мы слишком разные. У нас у каждого своя мера, свой крест. - А что можно сказать человеку, который, несмотря на свою болезнь, хочет поститься в полную меру? - У меня есть прихожанка, которая на ладан дышит, ее качает уже. Я, говорит, пощусь. Я кулак ей под нос: еще раз попостишься – буду сам приходить к тебе домой и молочком поить. Спрашивает: какой бы мне, батюшка, пост придумать? А я ей придумал: с соседкой своей помирись! Она сразу за голову хватается, мол, невозможно это. В конце концов помирились. И молоко не помешало. Так что для спасения важнее – молоко или мир? Православие и Мир. И не совсем по теме: Linzar пишет: Я лиш повторил слово в слово то, что приводил Осипов из наследия Св Отцов об духовничестве и при случае я даже смогу найти имена этих Отцов Linzar пишет: ... реально искушать его вызывающим поведением. Хотелось бы увидеть Святоотеческие подтверждения, а потом обсудить конкретно их слова, но не ваши. Лекции Осипова, наверное, пошли бы вам на пользу, Линзар, и не только вам, если бы вы были священником, но пока ваши высказывания являются, лишь осуждением. Осипов учит священников и, на мой взгляд, очень правильно. Но он не учит линзаров осуждать и искушать "вызывающим поведением". Эту лекцию я слышала, но, как и всё остальное, в отличие от вас, иначе поняла. К слову: «Пастырский опыт показывает: человек, который, не раскрывшись в своих душевных качествах, начал строить здание духовных добродетелей, даже точно следуя святоотеческим предписаниям, воздвигает такую стену гордыни и эгоизма, которую потом крайне трудно разрушить.» "Мы становимся религиозно грамотными, но теряем доброту и любовь к людям " Священник Александр Овчаренко «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (Апостол Павел).

А. Бондарев: Здрасте вам! Вы вроде были участником аналогичных обсуждений на другом форуме. Я не про пост это сказал Линзару. Когда обсуждают как надо поститься, я всегда молчу. Мне здесь сказать нечего вообще. Каждый должен сам соизмерять свои силы и, прежде всего, не брать на себя то, что не сможет понести. Кстати, главный смысл поста я вижу в том, чтобы можно было экономить деньги на продуктах и съэкономленное раздавать на помощь нуждающимся. А то бывает и так, что покупают в пост вообще дорогущие продукты, ещё дороже чем скоромные. И зачем тогда поститься? Меня возмутил другой постинг Линзара, где он назвал духовничество ерундой. А совершенно не про посты. Вот и вы Александр, судя по спорам, готовитесь быть священником. (о чем давно намекали) Евгений, я сейчас студент третьего курса Торгово-Экономического Университета. Если бы я готовился стать священником, то учился бы сейчас в Семинарии. Хотя, в будущем я такой возможности не исключаю. Но пока я просто живу и ничего в этом отношении не планирую. Скорее я уже запланировал свою светскую профессию непосредственно по специальности. Но если именно я буду нужен Господу, то Он меня призовёт и я не буду против. Как Он призвал рыбаков, мытаря, гонителя христиан и т.д. Ибо не может быть священник по профессии, а только по призванию самого Господа.

E.N.P.: А. Бондарев пишет: Когда обсуждают как надо поститься, я всегда молчу. А тема практически не про пост! А вот про что: "...Невольно происходит ропот и шатание умов..." Вот что толкнуло автора задать вопрос. Вот такие перегибы, Очень многих отворачивают от Церкви. Вот такая власть священника, определяющая вопреки здравому смыслу и опыту Церкви житие прихожанина, приводит к тому, что число сект растёт, русское неоязычество разрастается, Буддизм и шаманизм возвращаются, Ислам в 10 раз опережает ПЦ по числености и привлечению к себе. А ПЦ опережает всех количеством строящихся храмов. Сами ведь помните (это ничего что я к вам теперь на "Вы" обращаюсь?) как православные форумы покидают православные этнические евреи, невыдержав русской псевдоправедности. Одна мне в личке честно призналась что ушла в иудаизм. Пусть это её личная проблема, но толчок она получила от нас. Кстати священник МП по телеку в позапрошлом году сокрушался, что на Украине в Пасху храмы посетили 2% россиян, а украинцев 25% (это вместе с униатами и украинской ПЦ) Меня возмутил другой постинг Линзара, где он назвал духовничество ерундой.Это конечно резко. Но в отношении того что сейчас любой мальчик в рясе уже считает себя Отцом всех и вся, и уже духовником становится, тут я с ним согласен. Помнишь как АП (ник священника) Рассказывал про самоубийства православных, прилежных прихожанах имеющих отличного духовника? Чтож духовник не смог этому воспрепятствовать? АП хотел разобраться в причинах, в частности с женщиной, которая славилась праведностью. Но по требованиям духовника, ничего не могла поделать со своими родителями, интересующимися окультизмом. Духовник всячески её заставлял за них отвечать. В результате у неё крышу сорвало, она их зарезать хотела, а потом отрезала себе язык, а духовник сказал ей у постели , что это расплата за грехи родителей. Ну она к утру и зарезалась. Я тогда АП сказал что вся вина на духовнике, а он обиделся. Видимо это он и был духовником. А ещё помнишь Олег расказывал про блудницу, раскаявшуюся. Всё бросившую. А духовник забодал её епитимьями так, что она вслух выругалась прямо на исповеди и пошла вон из Церкви. А я приводил пример со свей мамой. Когда на её глазах пацан священник на исповеди довёл женщину до того, что после её крика на весь храм: "Да чегож вы ещё от меня хотите?" её на руках вынесли из храма. А после этого ту же процедуру отот пацан священник начал проводить с сестрой моей матери. Она невыдержала хамского допроса (ей 89 лет. и она прилежная прихожанка пережившая не одно поколение исповедников) повернулась и ушла. Вслед за ней и моя мать ушла И ВСЕ КТО СТОЯЛ СЗАДИ И ЭТО ВСЁ НАЮЛЮДАЛ. У сестры моей мамы после такой исповеди ноги парализовало, а у мамы гипертонический криз произошёл. Поэтому я в какой-то мере согласен с Линзаром. И категорически против твоего обожествления священников. Кстати о.Феогност, после того как его убрали из Nской епархии, начал жаловаться на несправедливое к нему отношение. Толпы поклонников его начали успокаивать и осуждать действия МП. Только один священник напомнил Феогносту, что РАНЬШЕ ДУХОВНИКОМ СТАНОВИЛИСЬ ТОЛЬКО СТАРЦЫ. ПРОЖИВШИЕ ЖИЗНЬ В СЛУЖЕНИИ БОГУ и ПОЛУЧИВШИЕ ДУХОВНЫЙ ОПЫТ. (могу дать ссылку) Ибо не может быть священник по профессии, а только по призванию самого Господа. Я тоже так думаю. Но к сожалению, глядя на многочисленые факты, я начинаю подозревать, что сейчас священство, стало модной, привлекательной и выгодной профессией. Дающей не только нанадежду на Божью помощь в разрешении своих личных проблем, но ещё и власть над другими. Соответственный контингент туда и идёт. Слава Богу что таких меньшинство. Но вредят Церкви они здорово. Давая поводы всяким неправославным наежать на ПЦ. И отвращая ишущих, и уже воцерковленых от Церкви. Убегая от светского неравенства и чиновничества, человек в Церкви попадает вообще в тоталитаризм. И вы этому незадумываясь способствуете.


Linzar: E.N.P. пишет: Меня возмутил другой постинг Линзара, где он назвал духовничество ерундой. -я уже сказал что это ошибка. Не "духовничество" как таковое я считаю ерундой, а то, что с этим связанно, в частности и вопросы диеты в пост, и всевозможные извращения древней традиции духовничества. E.N.P. пишет: пацан священник на исповеди довёл женщину до того, что после её крика на весь храм: "Да чегож вы ещё от меня хотите?" её на руках вынесли из храма. А после этого ту же процедуру отот пацан священник начал проводить с сестрой моей матери. Она невыдержала хамского допроса (ей 89 лет. и она прилежная прихожанка пережившая не одно поколение исповедников) повернулась и ушла. Вслед за ней и моя мать ушла И ВСЕ КТО СТОЯЛ СЗАДИ И ЭТО ВСЁ НАЮЛЮДАЛ. У сестры моей мамы после такой исповеди ноги парализовало, а у мамы гипертонический криз произошёл. Я тоже знаю лично такого "духовника", он с пристрастием допытывает у женщин самые интимные подробности их жизни. Комуто такой мазохизм и нравится-"вот это исповедник, всю меня вывернул", а многие просто покидают после таких допросов православие навсегда. Моя знакомая тоже ушла, всё ему выложила а он-"неверю, что ещё скрываеш??", так и неотпустил ей, и до причастия непустил. А других храмов в той станице и нету.

А. Бондарев: категорически против твоего обожествления священников. Я никого не обожествляю, Евгений, кроме Иисуса из Назарета. РАНЬШЕ ДУХОВНИКОМ СТАНОВИЛИСЬ ТОЛЬКО СТАРЦЫ. ПРОЖИВШИЕ ЖИЗНЬ В СЛУЖЕНИИ БОГУ и ПОЛУЧИВШИЕ ДУХОВНЫЙ ОПЫТ. Я знаю. Очень может быть, что подобная практика будет введена и в нашей Церкви. Кто-то из высших иерархов это недавно предложил (возможно митр. Ювеналий на епархиальном собрании Москвы, но точно не уверен). -я уже сказал что это ошибка. Да, я понял. И искренне этому рад.

Linzar: А. Бондарев Я нашол кому вы приписали тяжёлый случай Иоанн Лествичник в Лествице Слово 4, 6 пункт так и писал-"прежде вступления на путь с духовником, должны рассматривать его, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтоб не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бестрастного страстного и таким образом не найти готовой погибели".

E.N.P.: Linzar пишет: А других храмов в той станице и нету. Не волнуйся! Кругом есть неправославные. Они сразу подхватять под белы рученьки СЕСТРУ. И приведут в свою "семью во Христе" И ты по опыту знаешь как там все друг другу братья и сёстры. фактически это не так. Но нет официальных отцов и пасынков. А это неокрепшему в вере очень привлекательно. А теперь обрати внимание на казус, тут получившийся. Ирина прекрасный ответ Протоиерея Александра Авдюгина привела. Но он полностью отрицает наставленя священника обозначеного в теме. На чью сторону нам теперь становиться? Какой священник огласил Слово Божье? И ты и я знаем кого выберем. (полагаясь не на иерархию, а на Слово Божье и на опыт ПЦ до перестроечного периода) Кто-то другой выберет то, до чего созрел. А вот Александру придётся трудновато. При любом выборе, он вынужден будет признать слова одного из священников глупыми. И вся его "проповедь с духовниками" пойдёт на смарку. Ибо какой же то духовник. который с постом толком разобраться не может? Придётся Александру или оправдываться, или придумывать всякие отмазки для копмпромиса. Ну типа: "Это о разных постах говорилось" или "это образно было сказано" ну или другие, стандартные для таких случаев заморочки. Наверняка выкрутится. Я к примеру ничего пока не могу придумать. Как бы я на его месте отмазалсяб. Самое приблизительное, это я стал бы говорить что слова о посте каждого из священников были произнесены для конкретного случая. А в ответ путнику надо сказать что; "священник просто огласил общие требования. А для каждого отдельного человека он даст индивидуальные рекомендации. Как персональный духовник" Во как я придумал! Александр! Выучи наизусть! Единственное что этой отмазке можно противопоставить, это то, что времени у того пастыря не хватит на личные беседы с каждым прихожанином. Но тут опять же можно отмазаться тем, что якобы приход небольшой, и у священника ещё и помошники есть.

Linzar: E.N.P. пишет: А вот Александру придётся трудновато. При любом выборе, он вынужден будет признать слова одного из священников глупыми -Мне вот другое интерестно, как он теперь станет обьяснятся о том, что слова великого Святого(испытать и искусить духовника), канонизированные Церковью назвал -"тяжёлым случаем" Это он в порыве взятых новых обязательств-"теперь меня критиковать",. И хотя я сразу подчеркнул, что лиш процитировал слово в слово Святоотеческое Предание Святых Отцов, он и это проигнорировал. Теперь я дал конкретную ссылку. Вот так приходится с людьми уважаемыми общатся. Жаль, что Александр начинает становится похожим на закостнелых "любителей православия", когда этой любовью можно раздавить любого попавшегося на пути.

Путник: Мир Всем! Уважаемый ENP, хочу сказать Вам, что Вы очень точно уловили смысл моего вопроса. К сожелению, мне кажется для всей ПЦ, существует у нас особая категория священников, которых я называю священниками - постниками. Они ведут аскетический образ жизни, часто в силу определенного сложившегося быта, и требуют от прихожан нечто подобного. Нередко случаются в этой аскезе казусы лицемерия, но это отдельная тема. Меня тревожит в этом только один момент. Как можно быть и осознавать себе Пастырем человеков и так формально и жестко подходить к решению таких вопросов. Все Ваши суждения по этой теме я полностью разделяю. Хочу еще отметить, что это есть еще и бестолковое и неумелое утверждение своей власти, попытки через духовную жизнь человека контролировать и направлять его в миру. Это, конечно наша общая и большая беда. Вот как реагировать на такие попытки мне еще не ясно. Что ж, будем думать. Спаси Вас Господи!

А. Бондарев: Иоанн Лествичник в Лествице Слово 4, 6 пункт так и писал-"прежде вступления на путь с духовником, должны рассматривать его, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтоб не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бестрастного страстного и таким образом не найти готовой погибели" Я думаю, что это совет не для человека XXI века. А вот Александру придётся трудновато. При любом выборе, он вынужден будет признать слова одного из священников глупыми. Не глупыми, а частным богословским мнением. Таких мнений по всем вопросам очень много. Например, в начале XX века частным суждением было введение агап св. прав. Алексием Мечевым в своем приходе, или введение публичной исповеди в одном из Киевских приходов архим. Спиридоном (Кисляковым). А лично я в жизни придерживаюсь многих частных суждений Св. матушки Марии (Скобцовой). То есть, нет здесь никаких противоречий, а есть лишь вполне допустимое частное мнение, имеющее основние в христианской истории. -Мне вот другое интерестно, как он теперь станет обьяснятся о том, что слова великого Святого(испытать и искусить духовника), канонизированные Церковью назвал -"тяжёлым случаем" Да, я погорячился. Не слова эти тяжелый случай, я не знаю как их прокомментировать. Тяжелый случай, если кто из наших современников попробует применить эти слова на практике. По крайней мере лично мне так представляется. Быть может я не прав. Во как я придумал! Александр! Выучи наизусть! Не вижу причины для ёрничанья. Это он в порыве взятых новых обязательств-"теперь меня критиковать", Вы признали свою ошибку, а значит мое отношение к Вам прежнее, как и было до этого. Хотя мой совет - чтобы Вы тщательно вспомнили, когда в последний раз причащались Святых Тела и Крови Господних - не отменяется. Братья, я где-то на недельку уезжаю, так что отвечать не смогу. Простите меня Христа ради, если я где-то Вас обидел.

ИРИНА А.: -"прежде вступления на путь с духовником, должны рассматривать его, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтоб не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бестрастного страстного и таким образом не найти готовой погибели". Хочу обратить внимание на то, как воспринимается слово "ИСКУСИТЬ" у Иоанна Лествичника, то есть с любовью и доброжелательством и как у Линзара: Linzar пишет: Так вот, не просто "испытывать" советуют они духовника, но реально искушать его вызывающим поведением.- о какой христианской любви здесь речь. Можно взять во внимание и последующие слова из этого же поста. E.N.P. пишет: Вот такие перегибы, Очень многих отворачивают от Церкви. Вот такая власть священника, определяющая вопреки здравому смыслу и опыту Церкви житие прихожанина, приводит к тому, что число сект растёт, русское неоязычество разрастается, Буддизм и шаманизм возвращаются, Ислам в 10 раз опережает ПЦ по числености и привлечению к себе. Не всё так гладко, но и Вам не следует перегибать палку и обострять ситуацию. Проблема может быть и в самих прихожанах. Прожив большую часть жизни в безбожном СССР, многие бабушки готовы с головой довериться любому батюшке, пусть молодому и неопытному. Позже до бабушек начинает доходить, что у неё с батюшкой нет взаимопонимания. Не успел молодой батюшка хорошо узнать бабушку, да и бабушка не особо желала выкладывать все свои грехи, причиной чему могло быть и неполное в них раскаяние. Отсюда растёт недоверие друг к другу. Не стоит во всём обвинять священников. Из народа 70 лет изгоняли "раба", кстати, вместе с Богом доведя, наконец, до великой, неприступной гордыни. Сейчас батюшки пытаются вернуть народу нормальный, человеческий облик, за что получают бесконечные оплеухи. Исключения, конечно, есть. Не все врачи, учителя и адвокаты находятся на своём месте. Частенько попадаются залётные, недобросовестно относящиеся к своей профессии. Так что с перегибами мы все горазды. А вот о буддизме, исламизме можно говорить отдельно. У них своих перегибов не меньше нашего. Население за счёт исламистов растёт, но как раз из-за полного доверия и почитания их мул, старейшин и т.д.. А мы только рассуждаем, да обсуждаем, будто сами в священники метим.

Linzar: ИРИНА А. пишет: Хочу обратить внимание на то, как воспринимается слово "ИСКУСИТЬ" у Иоанна Лествичника, то есть с любовью и доброжелательством и как у Линзара: Linzar пишет: цитата: Так вот, не просто "испытывать" советуют они духовника, но реально искушать его вызывающим поведением. - о какой христианской любви здесь речь -Давайте спокойно разберём. в 931 своём посту я лиш дословно процитировал текст из Лествицы и именно этот текст тутже подвергся грубой критике и недоверию. А в 933 посту, изьясняя слово ИСКУСИТЬ я употребил не совсем подходящее современному слуху термин "Вызов"-"вызывающее поведение". Не в смысле хамского поведения этот термин может употреблятся а в том смысле как "само христианство есть вызов этому миру". Когда на форуме ставятся без лебезятничества принципиальные вопросы, это тоже ктото может рассмвтривать как вызов и от ответа на такие вызовы можно делать определённые выводы об отвечающих. Это и можно назвать (искусить),. Неимеющие духовный опыт тебя попросту начнут гнобить(за неудобные вопросы), а духовный человек всегда сможет ответить или преданием Святых Отцов, или Писанием или жизненным опытом. Надеюсь что понятно изьяснил

Linzar: А. Бондарев пишет: цитата: Иоанн Лествичник в Лествице Слово 4, 6 пункт так и писал-"прежде вступления на путь с духовником, должны рассматривать его, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтоб не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бестрастного страстного и таким образом не найти готовой погибели"------------------ Я думаю, что это совет не для человека XXI века. -Вот что мне нравится в Православии так это то, что любое даже канонизированное Церковью писание Святых можно вот так самочинно спустить. Дело в том, что это не просто частное Богословское мнение Преподобного Лествичника, это собственно Святоотеческое выражение самой Церкви. Есть такое понятие как Согласие Святых Отцов. Так вот по данной тематике у Осипова есть полуторачасовая лекция-""О Духовных Наставниках"" И там он этот вопрос расматривает именно как единое согласие Церковного Предания. И советую это послушать, о духовничестве там ещё более жёстко говорят Святые Отцы, об великой осторожности в выборе, о том что таковых единицы, и это в те века, Величайших подвижников веры! Как раз таки Осипов говорит о том, что сегодня это один из самых насущных вопросах, о том, что этот вопрос приобрёл болезненное значение для Церкви и об этом надо уже трубить всюду и именно потому, что люди попросту далеки от того, как учили об этом Святые Отцы, извратили это до патологии а вы говорите-их советы не для нас- поистине странно от вас это слышать. А. Бондарев пишет: Да, я погорячился. А. Бондарев пишет: Быть может я не прав -Вот за что я вас ценю. Послушайте обязательно эту лекцию и я надеюсь, что вы поймёте этот вопрос более ясно. А. Бондарев пишет: Вы признали свою ошибку, а значит мое отношение к Вам прежнее, как и было до этого -Но от критики я всёж неотказываюсь. Я ведь вас открыто критикую, вы необижаетесь. Диферамбы пусть поют другим, а мы помогаем друг другу видеть себя со стороны без сюсюканей.

ИРИНА А.: Linzar пишет: в 931 своём посту я лиш дословно процитировал текст из Лествицы и именно этот текст тутже подвергся грубой критике и недоверию. Грубую критику я заметила, разве что, с вашей стороны. Все остальные излагают свои мысли уважительно, не стараясь искусить (в вашем понимании) или вести себя вызывающе. Linzar пишет: А в 933 посту, изьясняя слово ИСКУСИТЬ я употребил не совсем подходящее современному слуху термин "Вызов"-"вызывающее поведение". Употреблённое вами слово «вызов», очень свойственно в сегодняшнем употреблении, но не имеет никакого отношения к тому, что говорили Св. отцы. Linzar пишет: Неимеющие духовный опыт тебя попросту начнут гнобить(за неудобные вопросы), а духовный человек всегда сможет ответить или преданием Святых Отцов, или Писанием или жизненным опытом. Удачи и взаимопонимания в беседе с духовными людьми. (Просьба: помогите мне избавиться от ощущения хамства в ваших постах. Заискивать не обязательно)

E.N.P.: Путник пишет: Уважаемый ENP, хочу сказать Вам, что Вы очень точно уловили смысл моего вопроса.Я этого и ожидал. Вопрос не новый и проблема мне знакома с самого первого дня объявления Гласности Горбачёвым. С того момента РПЦ получила свободу, и начали востанавливаться храмы. Священников стало нехватать. Настоятелями становились юноши, изъявившие желание и прошедшие трёхмесячные курсы. Вот тогда ВПЕРВЫЕ Я УСЛЫШАЛ О ТОМ, ЧТО МИРЯНЕ ДОЛЖНЫ ПОСТИТЬСЯ ПО УСТАВУ ДЛЯ МОНАХОВ ПОСТНИКОВ. Никогда ни моя мама, ни моя бабушка (родившаяся в позапрошлом веке) всю жизнь старавшихся строго соблюдать посты.,не слыхали таких жёстких требований к постам. И вот тогда у прихожан имевших опыт богослужений, начали возникать такие вопросы. Впоследствии, с появлением в России компов, эти вопросы начались обсуждаться в виртуале самими священниками. Которые начали сталкиваться с заболеваниями прихожан, ропотом и уходом из Церкви, вызваных такими строгостями в ЕДЕ. В процессе обсуждения, здравомыслящие священники прищли к тому, что в посте (как и сказано во многих книгах) НЕ ДИЕТА ГЛАВНОЕ, а совершенствование души. не слыхали таких жёстких требований к постам. В те времена вся страна взбудоражена была всякими сектами и закордонными проповедниками. И здравомыслящие священники понимали, что от чего получается. существует у нас особая категория священников, которых я называю священниками - постниками. Сейчас строгости как правило исходят из уст молодых священников. Которые зачастую даже Библию целиком не читали. Но гордятся чином и властью им данной. Не случайно термин появился "младостарчество" Они ведут аскетический образ жизни, часто в силу определенного сложившегося быта, и требуют от прихожан нечто подобного.Это вызвано тем, что сейчас стала доступна каждому Святоотеческая литература. А она практически вся является наставлениями для послушников. Готовящихся к конкретным монашеским подвигам. А а спешащиеся спастись, по диагонали читают, улавливают то что их разум способен воспринять (питание всем понятно в отличии от "умного делания") и начинают на младенцев косыночки как на женщин напяливать, (вопреки тем же Св.оо.) от прихожан требовать "лечебного голодания" в виде монашеского подвига постничества. К сожалению многие духовники, читая святых отцов, совершенно не понимают что строгие посты ими описываемые, соблюдались МОНАХАМИ ЗАТВОРНИКАМИ, МОЛЧАЛЬНИКАМИ, СТОЛПНИКАМИ и т.д. Теми кто круглыми сутками занимался только молитвами и умным деланием. А ПРИСЛУЖИВАЛИ ИМ ПОСЛУШНИКИ. Т.е. все эти категории монахов строго постящихся, НИКАКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НЕ ДЕЛАЛИ. И ДЕТЕЙ НЕ ПРОИЗВОДИЛИ. Вплоть до того, что многим еду послушники на верёвках поднимали (или опускали) так же удалялись и отходы. И постились они ИМЕННО ДЛЯ ИЗМОЖДЕНИЯ ПЛОТИ, дабы избавиться от плотских страстей (читай инстинктов) и сконцентрироваться на умном делании. Вот почему Серафим Саровский питавшийся травкой, не благословлял послушников на постничество. Потому что его некому было бы кормить, и сухарики добывать и приносить. Кстати он дважды болел водянкой. Обязательным следствием недостатка незаменимых животных аминокислот в организме. Даже растительноядные животные своё потомство аж до трёх лет кормят молоком. Т.е. эмульсией. Смесью ЖИВОТНЫХ ЖИРОВ, БЕЛКОВ в минерализованой воде. А у нас в православных приютах детишки сидят на строгих постах. Никогда не забуду лицо мальчика лет 8, который с восторгом откровенничал перед тележурналистом: "У нас сейчас пост. Но наш батюшка добрый. Он нам разрешает по воскресеньям в кашу ПОСТНОЕ МАСЛО ДОБАВЛЯТЬ" И всё это преподносилось в передаче как личный подвиг перед человечеством какого-то священника. А ведь по сути он рискуя здоровьем детишек, себя старался Господу продемонстрировать. Как можно быть и осознавать себе Пастырем человеков и так формально и жестко подходить к решению таких вопросов.На это нет у меня ответа. Это дело совести каждого человека в отдельности. А вот мы, по словам Господа из Евангелия, должны ВЫБИРАТЬ себе пастыря: "По плодам их различать будете!" И еще Иисус нескорлько разных наставлений давал о том, чтоб мы опасались лжеучителей (читай духовников) и выбирали за кем идти. Это, конечно наша общая и большая беда. Вот именно! Все мы человеки. Один Бог свят. И священники тоже люди. И судить их строго за это нельзя. Они Богом избраны. И как написано у Св. оо. - наиболее искушаемы лукавым. Вот как реагировать на такие попытки мне еще не ясно.Мне тоже. У каждого свой путь в служении Господу. Спотыкаясь искать надо.



полная версия страницы