Форум » Вопрос священнику » "тысячу лет Русская церковь невнимательно читала послания святых" » Ответить

"тысячу лет Русская церковь невнимательно читала послания святых"

vlad: Этот материал случайно нашёл в интеренете! Интересны коментарии... интересующий вопрос выделен жирным! "Сенсационное заявление сделал не кто-нибудь, а руководитель информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи — иеромонах (!) Димитрий (Першин). В интервью одному из информационных агентств духовное лицо к изумлению верующих произнесло такую фразу: «Каноны Церкви не запрещают супружеские отношения во время постов». Отстаивая эту неожиданную точку зрения, иеромонах обильно ссылался на отцов церкви и религиозных авторитетов разных эпох, начиная со святого апостола Павла, который, как выяснилось, строго наказывал супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим…» Выходит, целую тысячу лет Русская церковь невнимательно читала послания святых — и только теперь иеромонах Димитрий открыл всем глаза на это упущение?" http://www.newsland.ru/News/Detail/id/350522/#2018

Ответов - 17, стр: 1 2 All

SergiyK.: Это говорит только о том, что в Церкви может быть разночтение некоторых вопросов и всегда есть площадка для диспута. В конце концов, и о. Димитрий может ошибаться, пытаясь выдать сенсацию. Строгости в этом отношении никогда и не было. Если семья верующая, то ни о каких отношениях нет и речи, если есть угроза измены, то грехом было бы наоборот воздерживаться. Это дело совести каждого человека.

Тит: vlad пишет: Этот материал случайно нашёл в интеренете! Интересны коментарии... интересующий вопрос выделен жирным! "Сенсационное заявление сделал не кто-нибудь, а руководитель информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи — иеромонах (!) Димитрий (Першин). В интервью одному из информационных агентств духовное лицо к изумлению верующих произнесло такую фразу: «Каноны Церкви не запрещают супружеские отношения во время постов». Отстаивая эту неожиданную точку зрения, иеромонах обильно ссылался на отцов церкви и религиозных авторитетов разных эпох, начиная со святого апостола Павла, который, как выяснилось, строго наказывал супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим…» Выходит, целую тысячу лет Русская церковь невнимательно читала послания святых — и только теперь иеромонах Димитрий открыл всем глаза на это упущение?" Ну вот и Влад взялся высасывать из пальца проблемы. Ну зачем писать послания, если вы приводите всего лишь одно послание? А в чем проблема то? Церковь не ставит в обязанность супругам воздерживаться в посты. Она призывает лишь к этому, как семейному подвигу воздержания. Ведь воздержание тоже подвиг. Если один из супругов неверующий, то верующему церковь запрещает уклоняться от супружеского общения, чтобы не толкнуть другого в грех. А тому кто неженат может тоже блудить, если его сатана искушает? Или бороться? Так почему в семье не могут ради послушания Церкви не побороться сорок дней. Тем более что это очень оздоровляет семейные отношения когда оба супруга честно постятся. Вы Влад просто не поняли сути того что написано. Правильно говорит Першин, что нету такого канона, который бы запрещал семейные отношения в пост. Церковь не вмешивается с запретами в эту область. Но пост есть время духовного труда, когда верующие воздерживаются в во всем. В том числе кто может вместить и в этом. И вы наверно потому этому и удивляетсь что воздержание в браке не можете вместить. А попробуйте хоть раз, воздержаться в браке сорок дней, по обоюдному согласию с женой, воздержаться в пище, ходить чаще на богослужение, и увидите как все это влияет на душу и сердце человека. А потому сможете и судить правильно. А пока зря накинулись. Церковь, да еще и невнимательно....да еще и послания

Сестрица: Валерий Духанин Пост, приятный во всех отношениях ...Несколько странным и чуждым для церковной традиции является тезис, который проходит красной нитью в ... публичных заявлениях: Великий пост сводится исключительно к пищевому воздержанию, своего рода к предпасхальной диете, супружеское воздержание не отождествляется с постом вообще, а признается за подвиг похвальный, но добровольный, будь то в период масленицы, будь то в период святой Четыредесятницы. В качестве основания приводятся два канонических правила: 3 правило святителя Дионисия Александрийского и 13 правило Тимофея Александрийского. Между тем, в данных правилах нет ни слова о святой Четыредесятнице, и о том, как ее соблюдать в супружеской жизни. Правило святого Дионисия пересказывает слова апостола Павла о брачной жизни из его Первого послания к коринфянам, их мы рассмотрим ниже. А правило Тимофея Александрийского отвечает на конкретно заданный вопрос, в какие дни седмицы необходимо воздерживаться от совокупления друг с другом. Как известно, в Церкви есть три богослужебных круга: суточный, седмичный и годовой. Так вот именно в отношении седмицы, а не года (все продолжительные посты относятся к годовому кругу) и задан вопрос, потому в ответе упоминаются только суббота и воскресенье, хотя мы знаем, что предание Церкви, которое не ограничивается исключительно прописанными канонами, выделяет супружеским воздержанием среду, пятницу и воскресенье (субботу со второй половины дня). Кстати, в правиле Тимофея Александрийского проводится интересная мысль: воздерживайтесь по согласию, но в некоторые дни «необходимо должно воздерживаться» – есть дни, которые выше наших пожеланий. А вот и слова апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5). Само внимательное чтение данных слов уже показывает, что апостол Павел отождествляет понятия супружеского воздержания и вообще поста. А именно: «не уклоняйтесь друг от друга», то есть имейте общее ложе, пока не придет время «для упражнения в посте». Здесь ясно видно, что в фразеологии апостола Павла упражнение в посте предполагает уклонение друг от друга в смысле раздельного ложа. Если это вообще пост, то это и супружеское воздержание, а если нет воздержания, то нет и поста. Конечно, раздельное ложе – дело добровольное, о чем и говорит апостол: «по согласию», можно и во время Четыредесятницы продолжать взаимное сожитие, только такая Четыредесятница постом уже не является. Поэтому в 69 правиле святых апостолов упоминается вообще пост, а не только пост пищевой. Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен». В этой связи можно сказать несколько слов вообще о посте. Воздержание как от скоромных продуктов, так и от супружеского общения никогда не рассматривалось Церковью как самоцель. Воздержание всегда было средством к тому, чтобы научиться владеть своим естеством, побеждать в нем сокрытые душевные и телесные страсти для свободного общения с Богом. Мы призваны быть свободными, но свобода предполагает ответственность за тот выбор, который она осуществляет. И значит, свобода труднее, нежели рабство. Ведь легче сказать: «Я так привык жить», «Это мой принцип», «Это мое пристрастие», нежели свободно управлять своей жизнью. Смысл поста состоит не в самом по себе воздержании от чего-то (можно и не воздерживаться – это свободный выбор каждого), а в том, чтобы наш дух наконец-то научился управлять нашей душевной и телесной жизнью. И вот здесь-то оказывается, что одной пищевой диеты не достаточно, потому что телесная сторона человека представлена не только его желудком, но и его половой сферой, и далеко не только голод стремится командовать нами. Какой же смысл в воздержании от некоторых продуктов, если плотские страсти за время поста оказываются нисколько не умаленными, напротив, диктуют свои условия так же, как и в любое время года? Телесное соитие предполагает плотское наслаждение... Другое дело, что к воздержанию никогда и никого нельзя принуждать насильно. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает. Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его. Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь». В Царстве Небесном, к достижению которого стремиться заповедал Господь, «ни женятся, ни выходят замуж» (Мф. 22: 30), поэтому с древнейших времен Церковь возводила христиан к идее, точно выраженной святым Игнатием Богоносцем, «чтобы брак был о Господе, а не по похоти». Еще раз повторим, что есть особые ситуации, когда по духовной немощи один из супругов не в силах нести весь пост, заглядывается на противоположный пол, и может дойти до прямого греха. В таком случае, лучше уж нарушить пост, чем супружескую верность. Подобные слабости врачуются терпением, молитвой и участием в Таинствах Церкви. Но если слабость признать за норму, то значит, не надо идти вперед, ведь и так все в порядке, можно оставаться на месте".


vlad: Тит пишет: Ну зачем писать послания, если вы приводите всего лишь одно послание? А в чем проблема то? Церковь не ставит в обязанность супругам воздерживаться в посты. Она призывает лишь к этому, как семейному подвигу воздержания. Тит, вы опять заставляете меня оправдываться… зачем? Я даю ссылку на статью нашедшую в Интернете. И что значит – это только одно послание? Чтобы быть истинной посланий должно быть несколько, объясните! И лично я ничего не имею против воздержание. Пост есть пост, и если сам С. а. Павел рекомендуя супругам не удалятся друг от друга, кроме болезней и поста. Какие вопросы… Вот начало статьи: «На прошлой неделе в религиозной жизни России произошла настоящая революция — официальный представитель Русской православной церкви выступил с заявлением о том, что половое воздержание во время Великого поста вовсе не обязательно. Более того, оно вредно, так как толкает супругов на измену! Пикантность ситуации заключается в том, что не далее как в прошлом году представители РПЦ накануне Великого поста утверждали обратное. Чем же объясняются столь радикальные перемены?». Я даже не могу утверждать, что всё это чистая правда… но если исходить из этого, то лично я согласен с прошлогодним утверждением… Ясно, что есть исключения из правил, кто с этим спорит, например, как вы говорите, кто-то из супругов неверующий, или двое только поженились… Но как известно исключения лишь подтверждают правила, во всяком случае до тех пор пока они не становятся правилами… Тем более речь идёт о достаточно пикантной ситуации, ну кто может проконтролировать мужа и жену, кроме их совести, в этом вопросе. И всё же Церковь рекомендует: «начинается пост, вам необходимо сделать то-то и то-то и не делать того и того-то» и это вполне нормально. И я насколько понял в послании речь идёт о всех православных верующих, то есть можно всем… и нея говорью а Першин, что воздеражание не есть хорошо и говорит то он вроде как всем... В этом то и суть вопроса, то что было святым на протяжении 2000 лет, сегодня становится уже вполне допустимым… Понимаю, могут вполне благочестивые намерения, ну например можно сказать: «рекомендуй воздержаться не рекомендуй, всё равно будут… так что же запрещать тогда?». Но вопрос в том, я понимаю это как раз тот случай, когда исключение становится правилом, но не есть ли это ничто иное как обыкновенный прогиб под дух времени? Я не для того это пишу, чтобы дать тем самым пощёчину… Зачем мне это? Важно другое, что будет дальше? Церковь ли будет в дальнейшем положительно влиять на мир в нашей стране или наоборот мир влиять на Церковь? Именно с этой позиции, как оценить происшедшее?

vlad: Сестрица пишет: Другое дело, что к воздержанию никогда и никого нельзя принуждать насильно. Церковь не есть институт запретов, но Церковь являет собой тот путь, на котором можно придти к подлинной свободе. Если же кто-то не может преодолеть немощи собственной плоти, не может пройти путь поста без преткновений, то и такого человека Церковь не отвергает. Но одно дело, когда человек осознает свою немощь, кается в этом на Исповеди, и Церковь с радостью примет его. Совсем другое дело, когда человека заранее настраивают на потакание своим немощам, учат признавать это за должное: «Не надрывайся, ты и так хорошо живешь».[/quote Согласен на все 100... Именно поэтому мне и не понятно заявление Першина...

о.Анатолий: vlad пишет: Этот материал случайно нашёл в интеренете! Интересны коментарии... интересующий вопрос выделен жирным! "Сенсационное заявление сделал не кто-нибудь, а руководитель информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи — иеромонах (!) Димитрий (Першин). В интервью одному из информационных агентств духовное лицо к изумлению верующих произнесло такую фразу: «Каноны Церкви не запрещают супружеские отношения во время постов». Отстаивая эту неожиданную точку зрения, иеромонах обильно ссылался на отцов церкви и религиозных авторитетов разных эпох, начиная со святого апостола Павла, который, как выяснилось, строго наказывал супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим…» Выходит, целую тысячу лет Русская церковь невнимательно читала послания святых — и только теперь иеромонах Димитрий открыл всем глаза на это упущение?" Здравствуйте Влад. ЧуднАя статья. Жаль только нет ссылки на текст иеромонаха Димитрия, а просто какая то абстрактная ссылка на какое то абстрактное информационное агенство, на каком то сексолюбивом сайте. Что здесь обсуждать? Канонов запрещающих супружеские отношения в пост, я не слышал. И как то этот вопрос особо не изучал. Наверно по причине его неважности. Есть ли супружеское общение у прихожан в пост, или нет, на исповеди мы не выясняем, и не спрашиваем, потому как эта сфера личное дело семьи. Да, Церковь в пост призывает к воздержанию, в том числе и в браке, и Писание этому не противоречит. По себе знаю, как это благотворно влияет на внутрисемейные отношения. Сказки что воздержание в пост, может провоцировать измену. Измену может провоцировать как раз таки невоздержания в браке, а когда люди и от законного воздерживаются, зачем им незаконное? Единственно о чем здесь можно упомянуть, так это о том, что могут ли дети зачатые в пост родиться больными. Статистику эту не вел и не ведет никто. Здоровье зачинающихся детей в руке Божией, и родителей. Пост – одна из форм послушания Церкви, а следовательно Богу. Ведь Божия ж Церковь. Пост узаконен Писанием. За время существования Церкви, пост принял стройную форму определенного времени общеправославнохристианского воздержания в поместной церкви, и верные чада постятся, или учатся поститься. Нарушение поста хоть и не грех как таковой, но одна из форм нарушения послушания Церкви. А вне послушания Богу, может ли быть Божие благословение? Отсюда и мнение, что зачатые в пост дети, могут быть детьми зачатыми вне Божия благословения. Накажет ли Бог семью за это, или нет это решает Бог а не люди. Но некоторых апостол призывал страхом спасать. Вот учиться воздержанию в браке, помогает еще и страх зачать дитя в то время, когда все верные чада Церкви стараются хранить целомудрие и душой и телом. Это ведь элементарные вопросы Влад. Не пойму к чему это обсуждать? Естественно постных разногласий в истории Церкви можно найти уйму. Но они имеют совершенно тот же оттенок разногласий, какие имеет взрослый человек от себя же самого в детстве. Ведь глупым будет вопрос а почему вы Василий Петрович в детстве вели себя так, а сейчас иначе? Потому что вырос, и за время роста, многое приобрело стройные формы. Вот и иеромонах Димитрий если и накидал цитат из древности, то смутить они могут только поверхностных людей. Или будут хорошим предлогом ищущим повода. Даже если Церковь сейчас официально заявит что в пост можно невоздерживаться, ну и что? Какую это имеет догматическую окраску? Никакую. Только дисциплинарную. А это вещь довольно гибкая. И может гнуться. Гнуться не может только догматика.

vlad: Рад приветствовать вас о. Анатолий! Да всё нормально… наверное немного глупо получилось, согласен! Хотя я так и не понял, сегодня Церковь поощряет своих прихожан к воздержанию или нет? Или это мнение большей часть каждого священника? То есть один считает так, другой чуть иначе, как вы и сказали это не вопрос догматики, а значит здесь плюрализм мнений нормальное явление? Как говорится, зависит от ситуации... С самого начала, мне только и хотелось услышать мнения на эту тему, так некоторые сомнения рассеять… И в общем я доволен!!! Спасибо!

о.Анатолий: vlad пишет: Хотя я так и не понял, сегодня Церковь поощряет своих прихожан к воздержанию или нет? Или это мнение большей часть каждого священника? То есть один считает так, другой чуть иначе, как вы и сказали это не вопрос догматики, а значит здесь плюрализм мнений нормальное явление? Как говорится, зависит от ситуации... Конечно это зависит от ситуации. Причем ситуации касающейся конкретной семьи, в конкретной жизненной обстановке. Ну кто Влад осудит семью, нарушившую этим делом пост, если муж был три месяца в командировке, и приехал домой в разгар поста? Не механического отношения к посту должно быть, а творческое, исходящее из реальной семейной ситуации. Единственно что у нас строго с этим делом, так это воздержание в браке перед Евхаристией. Уж тут уступок нет. Хотя здесь тоже нет особых расписаний, но общее правило некогда дал Моисей. "Три дня не прикасаться женам". Но от этого Влад никто из православных евнухом еще не стал ((((-: vlad пишет: И в общем я доволен!!! Спасибо! Ну и слава Богу. С Вами и общаться приятно.

Vadim: Вот ,что об этом написано в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».

admin: Vadim пишет: Вот ,что об этом написано в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви Здравствуйте, Влад! Рад видеть Вас на форуме. Вот Вы привели цитату из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви. Замечательный документ, в котором можно найти ответы на многие вопросы, возникающие у самых разных людей.

vlad: Уважаемый "админ"... Цитату не я привёл... Вадим... Но сейчас же постараюсь найти этот документ в инете, думаю что пригодится...

Linzar: Вот ещё по теме-Пост и супружеские отношения Священник Даниил Сысоев, 03.04.2006Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Вопрос: Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом? Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный. Отвечает священник Даниил Сысоев: Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7, 1-7). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны бути довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского). Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1Кор.7,5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства. Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, - нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться си молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не Диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст. Подобным образом и св. Григорий Богослов, увещевая готовящихся к Крещению, пишет: "Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности". Таким образом, позицию Церкви можно выразить так – хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен (Исх. 19). Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. Симеона Солунского), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось. Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается. Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. Григория Богослова: «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна. Вопрос: "Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот - это грязь!?" Отвечает священник Даниил Сысоев: Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, Церковь рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).

Linzar: Я вот никак не пойму участие духовника в вопросе близости супругов. Все правила Апостолов, говорят о решении двух без участия третьего лица. Если супруги решили воздерживатся, они воздерживаются, если решили иначе, то опять же обоюдно и в пользу того кто не в силах нести воздержание, или определили сами его сроки, ну к примеру-первую и последнюю неделю Великого Поста. Что тут может добавить духовник? а если он жене посоветует то, что будет неустраивать мужа? или наоборот? Мне кажется, что роль духовника, в этом интивном вопросе двух, неуместна и даже может навредить. И у меня есть все основания так предполагать. Это и послания Патриарха Алексия о младостарчестве и лжедуховничестве и упоминание об этом св Соц-Концепции и современное состояние необразованного Священства и околоцерковные предания невежества, языческого характера суеверий по вопросам близости вообще. И по моим личным общениям с прихожанами и батюшками я нашол, что большинство Священников и мирянн имеют следующие понятия- ""Самоцель брака есть деторождение, потому близость без этой цели есть грех"". Отсюда и осуждение предохранений(неабортивных) и проклятие на детей, рождённых от супругов, вступающих в связь во время беременности и даже лактации-тоесть воздержание на несколько лет!!!-это молодым то супругамм? только вступили в брак, только обвенчались(ради того чтобы неблудить и по закону), медовый месяц и всё, зачала- им говорят-всё, кирдец вашим детям если на два-три года не прекратите. Есть даже такая православная брошурка-"Вифлеемский плач", в целом она об абортах, но в конце монахи(авторы) такой бред про брак несут, такое мракобесие. Мой знакомый батюшка, образованейший человек, написал ссылку из этой брошуры правящему Епископу за коментарием-и мы были оба с ним в шоке от ответа-""всё правильно, собачки когда зачинают, больше неподпускают кабеля до самого вскармливания, и нам надо с них пример брать"". И это только цветочки, но к сожалению бабьи басни пока живучи в православии, особенно там где нестоят принципиальные вопросы вероучения.

admin: Влад, прошу прощения, ошибся, невнимательно смотрел, кто писал сообщение. Помощи Божией Вам.

Афанасий: А никакой революции. Ведь сказано: «разве по согласию», на время, для упражнения в посте и молитве, Итак по согласию. В смысле если оба пришли к одному и тому же решению. И никаких других ограничений нет. Потому и революции нет.



полная версия страницы