Форум » Вопрос священнику » Об искушении Господа Иисуса Христа. » Ответить

Об искушении Господа Иисуса Христа.

А. Бондарев: Прошу помочь мне разобраться. Из Евангельского повествования мы знаем об искушении Господа Иисуса Христа в пустыне. Но зачем дьявол искушал Спасителя? Ведь невозможно искусить Бога и, прежде всего, это должен был знать Денница. Но, тем не менее, он попытался это сделать. Выходит, что дьявол не знал, что Христос есть Бог? Дьявол был обманут во Христе и тем самым посрамлен, оказавшись не в состоянии искусить Иисуса? То есть, как понимать этот момент из Писания? Дьявол был обманут и не распознал Богочеловека? Вроде бы про этот обман есть пояснение у Святителя Григория Нисского, но у меня из его трудов только маленькая книжечка, и в ней нет про это. Заранее благодарю ответивших. Я давно думаю над этим вопросом и никак не могу его разрешить. Очень хотел бы услышать комментарий Его Высокопреосвященства Владыки Зосимы. Спаси Господи!

Ответов - 2

Сестрица: Дорогой брат, Владыка ответит Вам точнее и подробнее, но пока обратите внимание на следующее: в воскресном ирмосе 9 песни 7 гласа поется о Богородице: "И всехитрецу Слову плоть взаимодавшая...". Диавол знал о пророчестве Исайи "Се, Дева во чреве приимет...", однако Господь благоустроил обручение Пресвятой Девы праведному Иосифу и вселение Ее в его дом. Формально, с точки зрения диавола, пророчество не могло в этом случае сбыться. И при святом Благовещении диавол не мог присутствовать, ибо не место нечистому там, где сходит Дух Святой и осеняет сила Всевышнего. "Еже от века таинство открывается днесь..." (ст. на хвалитех гл.1 во Благовещение) не диаволу. "Великое таинство, первее ангелом неведомое, и прежде век соблюдаемое, единому тебе уверися, Гаврииле: и сие единей поведал еси Чистей, в Назарет пришед..." ( там же, на Господи воззвах). Поэтому святое зачатие в глазах диавола было обычным человеческим зачатием с его передачей первородного греха, дающим право диаволу по смерти низвергнуть душу во ад. Однако диавол мог предполагать в Нем особую силу Божию, даже считать, что подобно Еноху и Илие Сей Праведник будет взят от земли живым. Мог допустить, что Он творит чудеса, каких никто никогда не видел, но никак не мог предполагать, что Безначальный зачнется, Невместимый вместится, Невидимый явится, Неистощимый истощится, Всевышний смирится, Безгрешный станет клятвой, Бесстрастный постраждет, Судия всех осудится, Бессмертный умрет, во гроб положится разоритель ада. Он увидел лишь, что проклятие, принятое на Себя Господом, ставшего за нас клятвою, дает ему право на смерть праведника. Иначе, чем ослеплением незнания, как объяснить, что диавол сам себе вырыл яму? Он мог колебаться, подозревать, но точно знать о богочеловеческой природе Христа ему не было дано. 7 антифон утрени Великого Пятка гл. 8: Емшим Тя беззаконным, претерпевая, сице вопиял еси, Господи: аще и поразисте Пастыря и расточисте дванадесять овец, ученики Моя, можах вящше, нежели дванадесять легеонов представити Ангелов. Но долготерплю, да исполнятся, яже явих вам пророки Моими, безвестная и тайная: Господи, слава Тебе. Стихиры на Господи воззвах в Великую Субботу, глас 1: Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бы от Марии Рождшагося не приял; пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши, души, яже содержах прежде, Бог сый, воскреси... Днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, приях мертваго, яко единаго от умерших; Сего бо держати отнюд не могу, но погубляю с Ним, имиже царствовах; аз имех мертвецы от века, но Сей [се] всех воздвизает...

А. Бондарев: Благодарю, дорогая Сестрица.



полная версия страницы