Форум » Вопрос священнику » Что такое вера? » Ответить

Что такое вера?

psh: Доброго времени. Вопрос требует пояснения или раскрытия. Конечно, в жизни многому приходится верить "на слово" написанному или сказанному кем-нибудь. Это всё понятно. Вопрос в том, что такое вера в "религиозном" смысле. Как она зарождается, как и чем поддерживается? Почему человек верит? вопрос возник вот почему: СП прочитал - да. Но отдельные части не образовывают целостной картины. Не сказать, что не работал в данном направлении. Пообщался с христианами (разных деноминаций), прочитал курс Основного богословия профф. А.И.Осипова (который в сети). К сожалению сомнения усилились. Особенно при попытках состыковать безусловно убедительную лекцию Бог есть любовь и апокалипсис. А (как верно подмечено в учебнике по Психологии для вузов А.А. Крылова) сознание не терпит неясности, требует нахождения приемлемого объяснения. Может поможете.

Ответов - 83, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Архиепископ Зосима.: Здравствуйте уважаемый пш! Вы пишете, что прочитали весь цикл лекций А.И.Осипова, но что-то меня взяло сомение. Потому что Алексей Ильич часто говорит о истинности Христианства и о неистинности других религий. Так вот хочу Вам напомнить, что Вам необходимо найти его лекцию, в которой Алексей Ильич Осипов говорит об истинности той или иной религии. Там он рассуждает о Святых Мучениках за Веру Христианскую. Три века рекой лилась кровь Святых Мучеников за Христа-Бога, где, в какой вере или религии может быть такое, за что отдавали себя не только на смерть, но и на страшные мучения Святые Мученики и Великомученики? Это может быть лишь тогда, когда человек встретит Бога на своём жизненном пути и за эту прекрасную встречу, имея память об светлой этой встрече с Прекрасным Богом, имея опыт веры, опыт Богообщения, человек не может сравнить эти прекрасные минуты Богообщения ни с чем на этой бренной Земле и тогда он готов идти за веру в Бога на смерть и смерть страшную, мученическую. Найдите эту лекцию А.И.Осипова и поразмышляйте над ней. Желаю удачи и успеха.

psh: Благодарен Вам за внимание к вопросу и помощь. Насколько я правильно понял Христианская вера возникает в следующих условиях: 1. Встреча с Божественным проявлением или осознание (увидение) этого проявления. 2. Осознание недостаточности собственных усилий в исправлении себя. 3. Свободное решение сознания и воли человека в признании во Христе Спасителя. Такой образ описан у Ф.М.Достоевского: “Ты возжелал свободной любви человека, чтобы свободно пошел он за тобою, прельщенный и плененный тобою. Вместо твердого древнего закона, - свободным сердцем должен был человек решать впредь сам, что добро и что зло, имея лишь в руководстве твой образ пред собою” На сколько я понимаю для разных людей может быть достаточна не вся совокупность.

Сестрица: Вы хорошо написали. Вера начинается с самоукорения. Как только человек искренне обвинит сам себя, и хоть немного, но признает, что не так уж он прав и хорош, как считал до этого, что от него другим бывает тяжело, что он груб, жаден, черезчур требователен без всякого на то права, жесток, придирчив, капризен, желчен, брюзглив, неуважителен, переборчив, конфликтен, любит первенствовать - тогда душа открывается для действия призывающей Божией благодати. Это и будет Вашим первым пунктом. Действие благодати незабываемо и дает душе незыблемое внутреннее убеждение, что "Бог есть".


ИРИНА А.: Вера не судорожный порыв, не напряжение сил, а спокойная уверенность в милости Божией, если потребуется и перед лицом смерти. Вначале у человека Вера от слуха. Ее уподоблю щепке в бурном море, за которую он держится, то возносимый волнами гору, то низринутый ими долу. Отпустит - и погиб. По мере духовного возрастания мы получаем дары Святаго Духа, и среди них Веру. Ее уподоблю скале в бушующем море. Волна накатила, отступила, а скала как стояла, так и стоит. Кто-то судорожно держится за щепку, всю жизнь у кого-то от крещения Вера как скала, а милость Божия в том, что спасаются и тот и другой. Вера, уверенность, знание – разные вещи. Взято из ссылки Сестрицы о Добротолюбии (тема: Духовный навигатор)

psh: >>Вера, уверенность, знание – разные вещи. дело в том, что действительно не пойму как определиться в данных понятиях, т.к. они кажутся довольно взаимопроникающими, без ясной границы. Где заканчивается знание и начинается вера? Это тоже конечно безусловно интересно. к примеру недавно прочел Беседу иусина философа с Трифоном иудеем. Приведены такие логичные доказательста что не понятно где вера, а где знание... или сейчасчитаю толкование Иоанна златоуста на евангелие от Матфея. Приведены тоже такие логичные разъяснения - прямо как доказательство математиченской теоремы.

ИРИНА А.: psh пишет: Где заканчивается знание и начинается вера? Кто-то считает, что вера приходит постепенно с появлением знаний. Может быть, но каких знаний? Из книг? Только отчасти. Не исключаю, что кто-то пришёл к ней через книжные знания, только не я. Вера христианская - не система учения, а образ восстановления падшего в силу смерти Богочеловека, благодати Духа Святаго. Возьмите кого-либо из шедших вслед Господа и увидите, как он мало-помалу растёт духом, - и становится великим при всей невзрачности внешней. Вот отец Серафим простой, неучёный - до чего дошёл? Неверам многоучёным уста заграждал единым словом. Вот и сила. А жизнь его какова, а нрав? Так и всех переделывает благодать, которые предаются ей. Настоящая вера и есть та, когда кто верует потому только, что так Бог повелел, и когда для того, чтоб уверовать, ничего больше не ищет, как узнать, как Бог повелел… Вот – детская вера, беспрекословно верящая Богу – Отцу своему! – Ее-то и требовал Господь, когда сказал: Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Ср.: Мф. 18, 3). Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894). От истинного познания Бога и Христа Сына Божия зачинается истинная и живая вера, которая необходимо к вечному спасению нужна. Истинного же Божия познания доказательство есть благочестивое христианское житие, без которого суетная и пустая похвала только есть, а не познание. Вера святая укрепляется и растет: 1) Прилежным чтением или слушанием Слова Божия. Ибо как происходит вера от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим. 10, 17), так укрепляется и растет она вниманием и всегдашним поучением от того же Божия Слова… 2) Укрепляется и растет вера размышлением о чудных Божиих делах, исполненных милостивых Его обещаний… 3) Укрепляется и растет вера усердной и частой молитвой… 4) Укрепляется и умножается святая вера причащением пресвятых Христовых Таин… Мертвая вера тогда в человеке оживляется, когда в нем оживляется Божие Слово, и начнет человек в себе мыслить, что и ему Бог в Писании Своем говорит и повелевает, как и прочим людям, и по слову Его святому начнет нравы свои исправлять, а о прежней жизни неисправной с истинным сожалением и сокрушением сердца будет каяться. Ибо всегда истинной и живой вере предшествует истинное покаяние и обращение от греха к Богу. Без такого покаяния и обращения веры истинной не может быть. Почему и сказано Спасителем: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк 1, 15). Святитель Тихон Задонский (1724-1783).psh пишет: к примеру недавно прочел Беседу иусина философа с Трифоном иудеем. Приведены такие логичные доказательста что не понятно где вера, а где знание... А конкретней можно?

ИРИНА А.: Хочу добавить, что я ни в коей мере не отрицаю того, что знания, в широком смысле этого слова, нужны. Ещё более они нужны, когда человек идёт верным путём и правильно понимает источник знаний. Только тогда знания помогают и укрепляют в вере. Ну, а что я вообще хочу сказать, так это то, что к вере нас ведёт Господь, создавая всевозможные испытания, даже если нет у нас никаких богословских знаний. Так что тут я бы сделала такое разделение: Сначала- Вера, потом знания и Вера без разделений . Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу - лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случая в жизни, все творится по воле Создателя. Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913). Верит человек потому, что он - образ и подобие Божие. Между Первообразом и образом существует связь... Почему человек верит и не верит? Верит - когда его воля подчиняется Божественной благодати, верит. Когда ищет Бога (может быть, даже подсознательно), и в глубинах человеческого сердца происходит эта дивная встреча. Не верит - когда сердце его замыкается перед благодатью. Архимандрит Рафаил (Карелин) (р. в 1931). ...Неверие происходит от того, что мы желаем славы человеческой; Господь же сказал: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога не ищете (Ин. 5, 44)? Преподобный Варсонофий Великий (VI век).

psh: разыскал статью, согласующуюся с собственными размышлениями, такого рода, аналогией: У меня есть друг, я знаю что он есть, и я ему доверяю. Если рассматривать СП как вполне достоверный исторический документ, то сама вера в действительность описанных событий излишня. Здесь представляется историческая действительность(факты), которая рассматривается не иначе как знание. В самом деле, кажется нелепым думать будто вся сущность веры есть разрешение сомнения в битии или небитии Бога. статья: вера и знание адрес http://klikovo.ru/db/msg/6674

psh: ИРИНА А. пишет: Ну, а что я вообще хочу сказать, так это то, что к вере нас ведёт Господь, создавая всевозможные испытания, даже если нет у нас никаких богословских знаний. Так что тут я бы сделала такое разделение: Сначала- Вера, потом знания и Вера без разделений Спасибо за участие в обсуждении. Дело в том, что согласно правилам мои сообщения идут с некоторой задержкой(премодерация) поэтому сообщение, которое я отправил по времени раньше, пришло позже вашего. Попробуйте прочитать статью, ссылка на которую дана в моем предидущем сообщении. В ней знания и вера сдруживаются путем пояснения самого понятия Вера. Книжка, как я понимаю, для детей и взрослых (чайников, т.е. меня) статья: вера и знание адрес http://klikovo.ru/db/msg/6674 По поводу вашего суждения сначала Вера, потом знания. По моему это не подтверждается в жизни, правда исключеним может быть принятие веры детьми от родителей, но это скорее вера "по рекомендации", которая впоследствии может проходить "экзамен" знаниями. (здесь понятия вера и знания употреблены в соответствии со значением указаным в статье http://klikovo.ru/db/msg/6674 ) По поводу отстутствия богословских знаний в большинстве своем святые отцы говорят о другом: к примеру Иоанн златоуст в ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА в беседе 1, 2 По поводу беседы Иустина философа с Трифоном иудеем - статья понравилась, по ходу статьи приведено множество пояснений по пониманию многих мест ВЗ. Для меня данные пояснения были как бы открытием в понимании этих мест. Не могу сейчас привести ничего конкретного т.к. буквально на каждой странице имеется поясняемое место из писаний. Конечно не вполне понятно зачем пророкам было так иносказательно данные события излагать, однако их исследование стало для многих более увлекательно, хотя и породило ряды отличающихся толкований.

ИРИНА А.: psh пишет: разыскал статью, согласующуюся с собственными размышлениями, такого рода, аналогией: У меня есть друг, я знаю что он есть, и я ему доверяю. Спасибо за ссылку, на самом деле я тоже чайник, потому, как учебное пособие она мне полезна. Насчёт друга, которому доверяю и верю…………, я бы здесь сказала несколько иначе: у мня есть Отец, я знаю, что Он есть, и я Его люблю и верю в Него. Хотя, наверное, каждый сам определяет для себя границы отношений с Богом. Вот на что я обратила внимание: Всякий, встретившийся с реальностью Бога, не сомневается в том, что Бог есть. У такого человека поэтому, безусловно, есть знание о существовании Бога. Однако это знание всегда бывает только личным. Его невозможно передать другому с помощью доказательств. Это объясняется тем, что Бог дает о Себе знать только тогда, когда Сам этого захочет. По крайней мере, это не противоречит тому, что я вам написала выше и подтверждает мои мысли о знании и вере. psh пишет: По поводу отстутствия богословских знаний в большинстве своем святые отцы говорят о другом: к примеру Иоанн златоуст в ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА в беседе 1, 2 Просмотрела Толкование, видимо что-то пропустила. Можно конкретную цитату? psh пишет: По поводу вашего суждения сначала Вера, потом знания. По моему это не подтверждается в жизни, правда исключеним может быть принятие веры детьми от родителей, но это скорее вера "по рекомендации", которая впоследствии может проходить "экзамен" знаниями. Вы не согласны со словами: Вообще, без веры невозможна никакая человеческая деятель¬ность, в том числе и наука. Да и само существование мира не может быть удовлетворительно доказано с точки зрения философии — все мы просто верим в это («Мы, безусловно, верим в существование внешнего мира самого по себе (независи¬мо от его явления для нас), признаем такое его существование бесспорной истиной, тогда как рациональные доказательства этой истины, представленные доселе фило¬софами, строгой критики на выдерживают и во всяком случае спорны и не разреша¬ют всех сомнений». Вл. С. Соловьев. Вера. Энциклопедический словарь «Христианст¬во». М, 1993, т. 1.) Это всё из той же статьи. Если что-то не поняла, простите, можете меня поправить.

psh: ИРИНА А. пишет: Просмотрела Толкование, видимо что-то пропустила. Можно конкретную цитату? цитата довольно обширна. Можно это подчерпнуть в кратце прямо в аннотациях к беседам окончание Беседы 1 ...Ошибочное мнение о простоте и легкости изъяснения евангелия Матфея. - Указание недоумений, представляющихся в самом начале евангелия. - Увещание слушателям быть внимательными к изъяснению, с усердием посещать храм вместо зрелищ, изучать относящееся к жизни небесной и наблюдать в храме тишину и молчание. Беседа 2 Изъяснение I, 1. Повторение увещания, данного в конце предыдущей беседы. - ... - Увещание заниматься духовным учением. - Чтение Свящ. Писания необходимо особенно для живущих в миру, как врачевство против пустословия и сквернословия. - Действие слова Божия на человека. - И одно только слушание Писания полезно. " Но что, скажешь, за польза, когда иной слушает, а не исполняет того, о чем говорят ему? Не малая польза будет и от одного слушания. По крайней мере человек узнает себя, поскорбит, а когда-нибудь дойдет и до того, что будет исполнять слышанное. А кто не знает даже, что грешит, перестанет ли когда грешить? Может ли придти в познание самого себя? Итак, не будем пренебрегать слушанием Священного Писания. Это - умысел дьявола - не дозволить нам видеть сокровища, чтобы мы не обогатились. Он боится, чтобы слушание у нас не перешло в дело; потому и внушает нам, что одно слушание не имеет никакого значения. Итак, зная этот лукавый его умысел, оградимся со всех сторон, чтобы, защитившись оружием слова Божия, не только самим не попасться в плен, но и ему сокрушить голову, и, увенчавшись таким образом победными знаками, достигнуть будущих благ по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь." Как я понял св Иоанн златоуст призывает к тому чтобы мы и знали и понимали. ИРИНА А. пишет: Вы не согласны со словами: согласен... однако вопрос о вере и знании с учетом указанной статьи оказывается в некоторм роде вопросом философским о первичности курицы или яйца Вера в одном случае не может быть раньше чем Бог "покажет" себя. Например и апостолы , согласно с моим пониманием СП, не вполне были уверены. С другой стороны, когда вера прививается с детства (как я говорил раньше - по рекомендации) а затем человек на собственном опыте проверяет вероучительные положения. Ситуаций конечно видимо много больше.

ИРИНА А.: psh пишет: Как я понял св Иоанн златоуст призывает к тому чтобы мы и знали и понимали. Иоанн Златоуст здесь говорит о знании и исполнении СП. Если под ЗНАНИЯМИ понимать только знание СП, то тут конечно, разделять ВЕРУ и ЗНАНИЯ нельзя, хотя есть маленькое но…….. Начало Толкование на святого Матфея Евангелиста, Б-1 ПО НАСТОЯЩЕМУ, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом.Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа. Той, сказал Он им, воспомянет вам вся (Иоан. XIV, 26). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит чрез пророка: завещаю вам завет нов, дая законы моя в мысли их, и на сердцах напишу я, и будут вси научени Богом (Иерем. XXXI, 31-34; Иоан. VI, 45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон (написанный) не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца плотяных (2 Кор. III, 3) psh пишет: однако вопрос о вере и знании с учетом указанной статьи оказывается в некоторм роде вопросом философским о первичности курицы или яйца Возможно. psh пишет: Например и апостолы , согласно с моим пониманием СП, не вполне были уверены. Вот именно- не вполне, но нельзя сказать, что они не верили совсем.

psh: право же мне неудобно вести якобы обоснованную дискуссию т.к. понятие Вера у меня прояснилось около дня назад. Мне кажется я могу более-менее рассуждать о понятии знание. Мы бы могли порассуждать о понятии богословие, т.к. его понимание тоже довольно многосторонне. Мне запомнилось разъяснение данного понятия в книге А.И.Осипова Путь разума в поисках истины цитирую по памяти: богословие (teologia) где для logia уместнее применить перевод как познание т.е. для богословия более подходит смысл богопознание

ИРИНА А.: psh пишет: Мы бы могли порассуждать о понятии богословие Давайте вместе разбираться, что есть что Осипова слушаю иногда, знаю, конечно, далеко не все его лекции, но кое-что помню. Кажется, в одной из лекций он говорил о "богословии ради богословия", что никак не соответствует его назначению. Я ошибаюсь?

psh: могу пока только предложить посмотреть статью на тему (и самому себе), чтобы сформировать более полное представление по данному вопросу. А затем, конечно, готов поделится своими соображениями или выводами. Духовное образование и современное российское общество http://www.mpda.ru/site_pub/82471.html Русское духовное образование http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=473 заметил только что мысль "Совершенство чистоты есть начало богословия" относится то к Иоанну Листвечнику то к Исааку Сирину...



полная версия страницы