Форум » Вопрос священнику » "Может ли священник быть для прихожан "отцом"? » Ответить

"Может ли священник быть для прихожан "отцом"?

о.Анатолий: Рад, что наш диалог развернулся в добром ключе. Много тем хотелось бы обсудить, и по мере развития диалога, я буду подымать их, и предлагать для братского обсуждения. Один из самых странных упреков в адрес православных, с которым я столкнулся снова буквально недавно в разговоре с баптистом, это упрек в том, что православного священника называют словом «отец». Мой собеседник, стал указывая мне на Евангелие по Матфею, говорить почему вот к примеру Вас Анатолий, называют словом «отец». Не запрещено ли это в Писании? Запрет и вправду есть, и он достаточно категоричен. Но все естественно понимают, что данный запрет едва ли касается взаимоотношения детей и родителей. Никто не сможет запретить сыну, называть своего отца – «отцом». Значит все таки этот запрет имеет некоторую двойственность, которую стоит разобрать. Из самого текста Мф.23., никак не следует, что сыну можно называть «отцом» отца, и если следовать этому запрету категорично, то можно запрещать и это. Но в Писании много мест, где мы видим, что дети использовали слово «отец», и никто их за это не осуждал. Но если мы, другими местами Писания, ослабляем категоричность слов написанных Матфием, то можно ли найти места в Писании же, опираясь на которые также можно оправдать обращение к священнику словом «отец». Да, такие места есть. Запрет касается двух слов «отец, и учитель». Но вот уже Ап.Иаков , в своем послании, призывает не многим делаться «учителями». Значит, таковые были, и это не было предосудительным, и нарушающим запрет. Авраам является «Отцом» всех верующих ( и это именно духовное отцовство), и это также не нарушает запрета. Апостол Павел, пиша послание христианам Коринфа, говорит что « Я родил вас во Христе Иисусе», поэтому воспринимает себя в отношении к ним, как «отца», « у вас много наставников, но не много отцов». Не буду загружать пост цитатами, скажу лишь, что всякий, послуживший причиной чьего то обращения в веру, и помогающий в вере устоять, не духовный ли «отец» наставляемому? В этом традиция православного понимания обращения к священнику словом «отец». Причем традиция это можно сказать внутрисемейная, т.к. официальное обращение к священнику, предполагает другие формулировки. Не пойму чем она может кого то смутить? В чем же тогда смысл запрета? Не буду пока писать православный взгляд на это место. По мере разговора, буду стараться его раскрывать.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

Вольный стрелок: протест пишет: Для вас он может и отец, но для меня нет Вы, батенька, похоже, в армии не служили. К "своему" генералу солдат будет обращаться по уставу, "господин генерал" и т.д., а "чужого" может снисходительно похлопать по плечу, Михалычем или Петровичем назвать?

Vladimir: Игорь пишет: Дорогой Владимир, здесь не надо тужиться, а надо просто верить Иисусу, который сказал: "Отцом не называйте никого на земле, ибо один у Вас Отец - который на небесах... Вы же все будьте как братья" И вы считаете, что Павел мог нарушить эту заповедь? Нет конечно. Потому он и говорит: "хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов", потому что один у нас Отец, котрый на небесах. Тут я думаю и так все понятно. Какие еще объяснения нужны? Не лукавьте Игорь, это не делает чести просто христианину. Вы дальше читайте: "я родил вас во Христе Иисусе благовествованием". (1Кор.4:15) Родить брат брата не может, такое можно сказать только в том случае, если Он считает себя по отношению к коринфским христианам отцом. Идем далее: 1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; (1Иоан.2:1) 12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. (1Иоан.2:12) 18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. (1Иоан.2:18) 28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. (1Иоан.2:28) 7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. (1Иоан.3:7) 18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. (1Иоан.3:18) 4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. (1Иоан.4:4) 21 Дети! храните себя от идолов. Аминь. (1Иоан.5:21) Еще продолжать???? Бедный апостол Иоанна Богослов, Он наверное не читал Евангелие и поэтому не знает, что Игорь и просто христиане, запрещают Ему иметь отеческую любовь по отношению к своим собратьям по вере. Или все же запрет называться отцом нужно понимать так как его понимали апостолы (см. пример апп. Павла и Иоанна), а не так как понимаете вы и ваши собраться Игорь ваш ответ не принимается. Жду от вас более весомых аргументов, а так же прокомментируйте данные цитаты (которые здесь далеко не все) из послания ап. Иоанна Богослова. С нетерпением жду ваш ответ.

Вольный стрелок: о.Анатолий пишет: всякий, послуживший причиной чьего то обращения в веру, и помогающий в вере устоять, не духовный ли «отец» наставляемому? В этом традиция православного понимания обращения к священнику словом «отец». Причем традиция это можно сказать внутрисемейная, т.к. официальное обращение к священнику, предполагает другие формулировки. Не пойму чем она может кого то смутить? Да ведь как-то и не возникает даже мысли обратиться к священнику иначе, как "отец" или "батюшка". И это меня нисколько не смущает. Даже если "отец" моложе меня.


vlad: о.Анатолий пишет: Есть ли смысл выпячивать свое неуважение? Как думаете? Вы всё вполне понятно объяснили! Я так понимаю, остаётся только вопрос уважения! Но если дело в уважении, тогда, как правило, принято обращаться официально, а в этом случаи Вы сами говорите, что слово «отец» не подходит. Если же мы можем общаться более ближе чем официально… Тогда если Вы православный, я протестант и мы оба живём в России, то протестанту не просто назвать Вас отцом и дело не в Библейской истине. Простите, зная Вас лично, я понимаю, что говоря это Вы не имели ничего в этом роде, но называя Вас так, протестант, как бы признаёт Ваше привосходство... и прося нас назвать Вас отцом, Вы как бы требуете его. А в глазах Ваших прихожан, признаёт себя «блудным сыном» православной Церкви. А как Вы относитесь к слову брат? Ведь Христос говорил: «называйте друг друга братьями», мне кажется это будет весьма разумный шаг к пониманию, разве Вас обидит, если я назову Вас братом? Вы действительно посчитаете, что называя Вас так я проявляю неуважение к Вам?

Странник: vlad пишет: А как Вы относитесь к слову брат? Ведь Христос говорил: «называйте друг друга братьями», мне кажется это будет весьма разумный шаг к пониманию, разве Вас обидит, если я назову Вас братом? Вы действительно посчитаете, что называя Вас так я проявляю неуважение к Вам? Брат - это хорошо, так можно называть единоверцев, прихожан, но называя так священника, вы показываете свое неуважение к его священному сану. То есть этим Вы показываете, что не признаете учение Церкви Христовой о благодати священства, принятой от апостолов, которую апостолы получили от Бога в День Пятидесятницы. Здесь не может быть компромиса. Если человек называет священника отцом, то для меня он - христианин, если напоказ упрямо пытается себя поставить на один уровень со священником и называет его просто по имени или "брат", то такой человек для меня - не христианин, он - еретик или атеист. Вы уж извините за прямоту, но иначе не могу. Это вопросы веры и благодати, в них компромиса быть не может. Вы можете посмотреть во что это выливается, когда человек так поступает на примере того же Игоря, одного из участников этого форума. Меня, например, очень сильно до глубины души оскорбляет и возмущает его фамильярное обращение к священникам и архиерею архиепископу Зосиме, он не желает признавать их священный сан, называет их просто по имени. Это выглядит просто дико. В Священном Писании говорится: "Без всякого же прекословия меньший благословляется большим".(Евр.7:7) "Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".(1 Пет.5:5) Здесь говорится о церковной иерархии. Кто не желает ее признавать, тот противник Церкви Христовой.

о.Анатолий: Владу . Вы всё вполне понятно объяснили! Я так понимаю, остаётся только вопрос уважения! Но если дело в уважении, тогда, как правило, принято обращаться официально, а в этом случаи Вы сами говорите, что слово «отец» не подходит….. …..А как Вы относитесь к слову брат?.... Абсолютно без каких либо проблем. Я и на обращение просто по имени ничего против не имел. Просто тему обозначил для общего плана. Ведь и она была одним из рубежей непонимания.

Борис: (прошу прощения модераторов за ссылку на внешний ресурс - не хотелось копипейстить) http://www.sv-krest.ru/apologet/batushka/

КсенияСС: А какова же роль священников?!... Если я не ошибаюсь, основная их функция - реализовывать на Земле заповеди Бога. С их помощью мы общаемся с Богом. Выражаясь официальным языком, они - его представители на Земле. Никто не отрицает, что Иисус - Отец. Следовательно, священников не то что можно, а НУЖНО называть Отцами.

Валентин П : Епископ и священник являют нам пример единства духа с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, Её Святым вероучением, а так же пример жизни по заповедям Божиим, открывая и являя в себе для назидания Церкви плоды Духа, без которых всё ничто и легче пустоты…

КсенияСС: По-моему, в употреблении по отношению к священникам и не только к ним нет нарушения слов Христа «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9). Ведь понятно, что «не называйте» необходимо понимать в том смысле, что не следует тому человеку, которого вы будете называть «отец», придавать значение «небесного Отца». Здесь вся «соль» не в слове, а в том, как вы относитесь (внутренне) к человеку, в обращении к которому употребляете слово «отец». Безусловно, поклоняться и служить можно только Богу. Но нужно с уважением относиться к тем, через кого мы получили жизнь телесную (обращение к родителю - отец) и жизнь духовную (священники).



полная версия страницы