Форум » Вопрос священнику » "Может ли священник быть для прихожан "отцом"? » Ответить

"Может ли священник быть для прихожан "отцом"?

о.Анатолий: Рад, что наш диалог развернулся в добром ключе. Много тем хотелось бы обсудить, и по мере развития диалога, я буду подымать их, и предлагать для братского обсуждения. Один из самых странных упреков в адрес православных, с которым я столкнулся снова буквально недавно в разговоре с баптистом, это упрек в том, что православного священника называют словом «отец». Мой собеседник, стал указывая мне на Евангелие по Матфею, говорить почему вот к примеру Вас Анатолий, называют словом «отец». Не запрещено ли это в Писании? Запрет и вправду есть, и он достаточно категоричен. Но все естественно понимают, что данный запрет едва ли касается взаимоотношения детей и родителей. Никто не сможет запретить сыну, называть своего отца – «отцом». Значит все таки этот запрет имеет некоторую двойственность, которую стоит разобрать. Из самого текста Мф.23., никак не следует, что сыну можно называть «отцом» отца, и если следовать этому запрету категорично, то можно запрещать и это. Но в Писании много мест, где мы видим, что дети использовали слово «отец», и никто их за это не осуждал. Но если мы, другими местами Писания, ослабляем категоричность слов написанных Матфием, то можно ли найти места в Писании же, опираясь на которые также можно оправдать обращение к священнику словом «отец». Да, такие места есть. Запрет касается двух слов «отец, и учитель». Но вот уже Ап.Иаков , в своем послании, призывает не многим делаться «учителями». Значит, таковые были, и это не было предосудительным, и нарушающим запрет. Авраам является «Отцом» всех верующих ( и это именно духовное отцовство), и это также не нарушает запрета. Апостол Павел, пиша послание христианам Коринфа, говорит что « Я родил вас во Христе Иисусе», поэтому воспринимает себя в отношении к ним, как «отца», « у вас много наставников, но не много отцов». Не буду загружать пост цитатами, скажу лишь, что всякий, послуживший причиной чьего то обращения в веру, и помогающий в вере устоять, не духовный ли «отец» наставляемому? В этом традиция православного понимания обращения к священнику словом «отец». Причем традиция это можно сказать внутрисемейная, т.к. официальное обращение к священнику, предполагает другие формулировки. Не пойму чем она может кого то смутить? В чем же тогда смысл запрета? Не буду пока писать православный взгляд на это место. По мере разговора, буду стараться его раскрывать.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

протест: Думаю что обращение "Отец" применимо, но его нельзя делать официальным и общепринятым. Не думаю также, что подобное обращение может служить опредилением духовного статуса, а поэтому оно не приемлемо в разговоре между двумя священнослужителями, на мой взгляд звучит нелепо когда один священник к другому обращяется со слова "отец".

AHTOXA: протест пишет: Не думаю также, что подобное обращение может служить опредилением духовного статуса Но почему? Обоснуйте. Приведенные примеры из писаний - обратные.

о.Анатолий: протест пишет: Думаю что обращение "Отец" применимо, но его нельзя делать официальным и общепринятым. Хорошо что Вы согласились, что не грех православным христианам обращаться к своим священникам этим словом. Лишь невежи будут с этим спорить ( хотя я встречал таких множество и в адвентизме, даже среди пресвитеров). Официальным это обращение в православии не делается, и есть вполне определенные указания на этот счет. В официальных документах и при официальном обращении, положен указываться сан и имя с фамилией. К примеру иерей Анатолий такой то. Когда знакомятся два священника между собой они тоже не должны представляться друг к другу как отец такой то, но именно священник такой то, или иерей такой то. Но в обиходе, совсем не предосудительно священнику священника именовать отцом. В каком то смысле это уже элемент братского общения. Семейного. А в межрелигиозном общении это еще и вопрос этики. К примеру для меня буддизм не является истинной верой, но в общении с духовенством буддизма, мы стараемся обращаться к ним с тем наименованием, какое принято в данной религиозной традиции. Лама такой то, или Ринчен- дагва. Да, лично для меня. как православного человека, этот человек не является учителем веры, но выпячивать свое отношение к этому избеганием обращаться к нему как принято у них, будет признаком моего неуважения к его вере и лично его религиозному выбору. ( кстати именно это неуважение демонстрируют протестанты, называя православных священников просто по имени) Да, мы не являемся отцами для протестанов. Не мы привели их к вере, и с этим спорить смысла нет. Но вопрос уважения друг к другу предполагает уважительное отношение и к жизненному выбору собеседника. Есть ли смысл выпячивать свое неуважение? Как думаете?


Игорь: о.Анатолий пишет: Как думаете? А что тут думать? Библия говорит нам, что никого нельзя называть отцом на земле. А как же мы можем называть священника отцом? Пусть он даже трижды священник, при чем тут отец?

Vladimir: Игорь пишет: А что тут думать? Библия говорит нам, что никого нельзя называть отцом на земле. Игорь, а как же примирить столь категорично сказанное вами утверждение со словами ап. Павла: "Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием". (1Кор.4:15) Ап. Павел согласно этим словам, считал себя по отношению к коринфским христианам - ОТЦОМ. Безобразие. Будьте так добры, прокомментируйте.

протест: о.Анатолий пишет: Да, лично для меня. как православного человека, этот человек не является учителем веры, но выпячивать свое отношение к этому избеганием обращаться к нему как принято у них, будет признаком моего неуважения к его вере и лично его религиозному выбору. ( кстати именно это неуважение демонстрируют протестанты, называя православных священников просто по имени) Да, мы не являемся отцами для протестанов. Не мы привели их к вере, и с этим спорить смысла нет. Выпячивать неуважение это ваш взгляд, а для протестанта, с вашей стороны может показатся завышенным требованием или претензией, не основанной не на чём. Не стоит требовать к себе почестей, от тех в лице которых вы не в авторитете, это по крайней мере не скромно. Я, например, к Архиепископу обратился как Влаимир Михайлович, меня почему-то обвинили в оскорблении личности, но я не знал что имя и отчество для Владимира Михайловича это оскорбление, но почему-то адвентист-юморист это считается на этом форуме, правилом хорошего тона, и признаком гостеприимства.

Странник: протест В православном обиходе не принято называть священнослужителей по имени и отчеству. Неверующие люди так называют, а для тех, кому дорога благодать Божия, излитая на священников, священники - отцы, а архиереи - владыки

протест: Странник пишет: В православном обиходе не принято называть священнослужителей по имени и отчеству Я вас прекрасно понимаю, и ваше задетое самолюбие, но поймите и вы меня пожалуйста, ведь и для православных священников существуют правила хорошего тона. А я никого не оскорбил обратившись по имени и отчеству. Я лишь желаю сказать, что отцовство, это то что необходимо заслужить. Для вас он может и отец, но для меня нет. КАК вы себе представляете если протестант назовёт православного священника отцом?

Странник: протест пишет: Я вас прекрасно понимаю, и ваше задетое самолюбиеТут ведь дело не в самолюбии, извините, дело в вопросах веры. но поймите и вы меня пожалуйста, ведь и для православных священников существуют правила хорошего тона. А я никого не оскорбил обратившись по имени и отчеству. А я думаю иначе. Называть священника по имени и отчеству нетактично. Кто так называет, тот показывает, что он не верит в то, что священникам дана благодать апостольства. По имени и отчеству обычно называют священников безбожники, совершенно неверующие люди. По имени и отчеству надо называть человека мирского, а священник - это человек, который свою жизнь посвятил служению Богу, его служение не от мира сего, и потому обычное мирское обращение к священнику неприменимо, хотя в других ситуациях при обращении к людям без сана оно будет выглядеть нормально. Кто обращается к священнику так же, как и к мирянам, тот в первую очередь противится Богу, который и дал священникам благодать Святого Духа. Я лишь желаю сказать, что отцовство, это то что необходимо заслужить.А вы своего родного отца по крови тоже станете называть отцом лишь только после того, как он по-вашему мнению, заслужит это? Для вас он может и отец, но для меня нет.Он отец и для вас, да только вы блудный сын, к сожалению. КАК вы себе представляете если протестант назовёт православного священника отцом? Да как представляю? Если назовет священника, скажем отец Анатолий или отец Андрей, то этим он покажет прежде всего, что он верит Христу, который дал благодать священства

о.Анатолий: Протесту Выпячивать неуважение это ваш взгляд, а для протестанта, с вашей стороны может показатся завышенным требованием или претензией, не основанной не на чём Жаль, что Вы так и не поняли моей основной мысли на сей счет. Никто ведь от Вас и не требует, никто к Вам в отцы и не навязывается. Ну вообщем повторяться не буду. Хорошо уже и то, что практика обращения православных прихожан к православному священнику этим словом, у Вас уже не осуждается. Хотя уверен что ранее Вы думали по другому.

Игорь: Странник пишет: а для тех, кому дорога благодать Божия, излитая на священников, священники - отцы, а архиереи - владыки Те, кому дорога благодать Божья, называют своим владыкой Иисуса, а не грешного человека.

Игорь: Странник пишет: Если назовет священника, скажем отец Анатолий или отец Андрей, то этим он покажет прежде всего, что он верит Христу, который дал благодать священства Иисус дал благодать священства всем, кто верит в Него. "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1Пет.2:9) О всех верующих говорится, что они род избранный, все мы священники. И что теперь все друг друга будем называть отцами? Читайте же все-таки Слово Божие.

Игорь: Vladimir пишет: Игорь, а как же примирить столь категорично сказанное вами утверждение со словами ап. Павла: "Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием". (1Кор.4:15) Ап. Павел согласно этим словам, считал себя по отношению к коринфским христианам - ОТЦОМ Владимир, вы совсем не понимаете, что хотел сказать Павел христианам. Он как раз имел ввиду, что не много отцов, потому что Отец наш - один, который на небесах. И он не считал себя отцом. Он нигде ведь не говорит "называйте меня отцом". Вы выдаете желаемое за действительное. Просто хотите оправдать свое языческое мировоззрение, используя Слово Божие.

Vladimir: Игорь пишет: Владимир, вы совсем не понимаете, что хотел сказать Павел христианам. Он как раз имел ввиду, что не много отцов, потому что Отец наш - один, который на небесах. И он не считал себя отцом. Он нигде ведь не говорит "называйте меня отцом". Вы выдаете желаемое за действительное. Просто хотите оправдать свое языческое мировоззрение, используя Слово Божие. Аргументики пожалуйста. Если вас не затруднит, то разложите нам по полочкам не разумным и глупеньким, где же вы подобное увидели в выше приведенных словах апостола Павла. Я вот как не тужился , ни чего подобного, ну ни как не смог вывести из Его слов. Будьте так добры, дайте нам грешным язычникам, как просто истинный христианин, мастер класс вашего подробного толкования сего места. Будем вам очень признателены.

Игорь: Vladimir пишет: Я вот как не тужился , ни чего подобного, ну ни как не смог вывести из Его слов. Дорогой Владимир, здесь не надо тужиться, а надо просто верить Иисусу, который сказал: "Отцом не называйте никого на земле, ибо один у Вас Отец - который на небесах... Вы же все будьте как братья" И вы считаете, что Павел мог нарушить эту заповедь? Нет конечно. Потому он и говорит: "хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов", потому что один у нас Отец, котрый на небесах. Тут я думаю и так все понятно. Какие еще объяснения нужны? Если веришь в Иисуса, то понятно, а если не веришь, то это ваши проблемы. Кто христианин, тому понятно, я надеюсь.

Вольный стрелок: протест пишет: Для вас он может и отец, но для меня нет Вы, батенька, похоже, в армии не служили. К "своему" генералу солдат будет обращаться по уставу, "господин генерал" и т.д., а "чужого" может снисходительно похлопать по плечу, Михалычем или Петровичем назвать?

Vladimir: Игорь пишет: Дорогой Владимир, здесь не надо тужиться, а надо просто верить Иисусу, который сказал: "Отцом не называйте никого на земле, ибо один у Вас Отец - который на небесах... Вы же все будьте как братья" И вы считаете, что Павел мог нарушить эту заповедь? Нет конечно. Потому он и говорит: "хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов", потому что один у нас Отец, котрый на небесах. Тут я думаю и так все понятно. Какие еще объяснения нужны? Не лукавьте Игорь, это не делает чести просто христианину. Вы дальше читайте: "я родил вас во Христе Иисусе благовествованием". (1Кор.4:15) Родить брат брата не может, такое можно сказать только в том случае, если Он считает себя по отношению к коринфским христианам отцом. Идем далее: 1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; (1Иоан.2:1) 12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. (1Иоан.2:12) 18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. (1Иоан.2:18) 28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. (1Иоан.2:28) 7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. (1Иоан.3:7) 18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. (1Иоан.3:18) 4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. (1Иоан.4:4) 21 Дети! храните себя от идолов. Аминь. (1Иоан.5:21) Еще продолжать???? Бедный апостол Иоанна Богослов, Он наверное не читал Евангелие и поэтому не знает, что Игорь и просто христиане, запрещают Ему иметь отеческую любовь по отношению к своим собратьям по вере. Или все же запрет называться отцом нужно понимать так как его понимали апостолы (см. пример апп. Павла и Иоанна), а не так как понимаете вы и ваши собраться Игорь ваш ответ не принимается. Жду от вас более весомых аргументов, а так же прокомментируйте данные цитаты (которые здесь далеко не все) из послания ап. Иоанна Богослова. С нетерпением жду ваш ответ.

Вольный стрелок: о.Анатолий пишет: всякий, послуживший причиной чьего то обращения в веру, и помогающий в вере устоять, не духовный ли «отец» наставляемому? В этом традиция православного понимания обращения к священнику словом «отец». Причем традиция это можно сказать внутрисемейная, т.к. официальное обращение к священнику, предполагает другие формулировки. Не пойму чем она может кого то смутить? Да ведь как-то и не возникает даже мысли обратиться к священнику иначе, как "отец" или "батюшка". И это меня нисколько не смущает. Даже если "отец" моложе меня.

vlad: о.Анатолий пишет: Есть ли смысл выпячивать свое неуважение? Как думаете? Вы всё вполне понятно объяснили! Я так понимаю, остаётся только вопрос уважения! Но если дело в уважении, тогда, как правило, принято обращаться официально, а в этом случаи Вы сами говорите, что слово «отец» не подходит. Если же мы можем общаться более ближе чем официально… Тогда если Вы православный, я протестант и мы оба живём в России, то протестанту не просто назвать Вас отцом и дело не в Библейской истине. Простите, зная Вас лично, я понимаю, что говоря это Вы не имели ничего в этом роде, но называя Вас так, протестант, как бы признаёт Ваше привосходство... и прося нас назвать Вас отцом, Вы как бы требуете его. А в глазах Ваших прихожан, признаёт себя «блудным сыном» православной Церкви. А как Вы относитесь к слову брат? Ведь Христос говорил: «называйте друг друга братьями», мне кажется это будет весьма разумный шаг к пониманию, разве Вас обидит, если я назову Вас братом? Вы действительно посчитаете, что называя Вас так я проявляю неуважение к Вам?

Странник: vlad пишет: А как Вы относитесь к слову брат? Ведь Христос говорил: «называйте друг друга братьями», мне кажется это будет весьма разумный шаг к пониманию, разве Вас обидит, если я назову Вас братом? Вы действительно посчитаете, что называя Вас так я проявляю неуважение к Вам? Брат - это хорошо, так можно называть единоверцев, прихожан, но называя так священника, вы показываете свое неуважение к его священному сану. То есть этим Вы показываете, что не признаете учение Церкви Христовой о благодати священства, принятой от апостолов, которую апостолы получили от Бога в День Пятидесятницы. Здесь не может быть компромиса. Если человек называет священника отцом, то для меня он - христианин, если напоказ упрямо пытается себя поставить на один уровень со священником и называет его просто по имени или "брат", то такой человек для меня - не христианин, он - еретик или атеист. Вы уж извините за прямоту, но иначе не могу. Это вопросы веры и благодати, в них компромиса быть не может. Вы можете посмотреть во что это выливается, когда человек так поступает на примере того же Игоря, одного из участников этого форума. Меня, например, очень сильно до глубины души оскорбляет и возмущает его фамильярное обращение к священникам и архиерею архиепископу Зосиме, он не желает признавать их священный сан, называет их просто по имени. Это выглядит просто дико. В Священном Писании говорится: "Без всякого же прекословия меньший благословляется большим".(Евр.7:7) "Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".(1 Пет.5:5) Здесь говорится о церковной иерархии. Кто не желает ее признавать, тот противник Церкви Христовой.

о.Анатолий: Владу . Вы всё вполне понятно объяснили! Я так понимаю, остаётся только вопрос уважения! Но если дело в уважении, тогда, как правило, принято обращаться официально, а в этом случаи Вы сами говорите, что слово «отец» не подходит….. …..А как Вы относитесь к слову брат?.... Абсолютно без каких либо проблем. Я и на обращение просто по имени ничего против не имел. Просто тему обозначил для общего плана. Ведь и она была одним из рубежей непонимания.

Борис: (прошу прощения модераторов за ссылку на внешний ресурс - не хотелось копипейстить) http://www.sv-krest.ru/apologet/batushka/

КсенияСС: А какова же роль священников?!... Если я не ошибаюсь, основная их функция - реализовывать на Земле заповеди Бога. С их помощью мы общаемся с Богом. Выражаясь официальным языком, они - его представители на Земле. Никто не отрицает, что Иисус - Отец. Следовательно, священников не то что можно, а НУЖНО называть Отцами.

Валентин П : Епископ и священник являют нам пример единства духа с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, Её Святым вероучением, а так же пример жизни по заповедям Божиим, открывая и являя в себе для назидания Церкви плоды Духа, без которых всё ничто и легче пустоты…

КсенияСС: По-моему, в употреблении по отношению к священникам и не только к ним нет нарушения слов Христа «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9). Ведь понятно, что «не называйте» необходимо понимать в том смысле, что не следует тому человеку, которого вы будете называть «отец», придавать значение «небесного Отца». Здесь вся «соль» не в слове, а в том, как вы относитесь (внутренне) к человеку, в обращении к которому употребляете слово «отец». Безусловно, поклоняться и служить можно только Богу. Но нужно с уважением относиться к тем, через кого мы получили жизнь телесную (обращение к родителю - отец) и жизнь духовную (священники).



полная версия страницы