Форум » Вопрос священнику » Бессмертие души- продолжение №8 » Ответить

Бессмертие души- продолжение №8

admin: Продолжение начатой ранее темы здесь=>

Ответов - 189, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 All

Архиепископ Зосима.: Святитель Григорий Нисский рассуждает на эту тему следующим образом.. Воскресением Христа Смерть побеждена, но не прекращена. Побеждена, ибо все воскреснут. Не прекращена, ибо все умирают и будут умирать, пока не завершится круг чувственного времени. И тогда прекратится смена. Остановится это скоротечное и преходящее время, ибо «минует потребность приходить в бытие и не будет уже разрушаемого», «не будет уже силы, приводящей в бытие и разрушение». Тогда совершится воскресение-естество претворится в некое иное состояние жизни. До этого срока, до истечения великой седмицы дней, (вот суббота христианская-время нашего делания, творчества, а не безделия безумного субботников. Прим.) продолжается действие смерти. Смерть есть разлучение души и тела, и оставленное душою тело разлагается на составляющие его стихии, каждая составная часть тела возвращается в однородную стихию, но ни одна частица не уничтожается, не обращается в ничто, не выходит за пределы мира, но остаётся в нём. Это- разложение, но не гибель, не переход в небытие. «Тело не исчезает окончательно, но разлагается на части, из которых оно составлено, и эти его части существуют в воде, воздухе, в земле и в огне. И в этих стихиях совершенно остаются целыми и возвратившиеся в них части человеческого тела». При этом частицы тела сохраняют особые знаки, свидетельствующие о их принадлежности к данному определённому телу: душа оставляет на них, как на воске, свою особую печать. Вслед за Оригеном Святитель Григорий Нисский называет эту печать, налагаемую душою на телесные элементы, соединяемые ею в её тело, «видом» или «обликом», идос, это-внутренний образ, идея и форма тела. Она не меняется в превращениях жизни-это неповторимое и различающее, идеальное лицо человека. Только в тяжёлых, страстных падениях оно искажается или, вернее, «закрывается чуждой личиной», безобразием болезни. По этому «облику» в воскресении душа «узнает своё тело, как отличную от других одежду». В смерти, в этом процессе распада живой цельности человека, не затрагивается душа, ибо будучи простой и несложной, она не может разлагаться. ДУША БЕССМЕРТНА И ПРОСТИРАЕТСЯ В ВЕЧНОСТЬ. В смерти меняется только образ её существования.. Прежде всего, не прерывается её связь с разлагающимся телом: душа находится своею «познавательною силою» при всех своих элементах, как некий страж, «без всякого труда знает место нахождения каждой частицы из некогда принадлежавшего ей целого тела». И в душе остаются некие «знаки соединения», некий «телесный признак», запечатлённый в душе, как некий оттиск печати. Это новый образ связи души с телом, однако подобный тому образу соединения, который существует при жизни, когда душа, как некая «живая сила», проникает равномерно и однообразно все части тела и оживотворяет их. Душа во время земной жизни имеет какую-то естественную дружбу и любовь к своему сожителю-телу, и эта дружеская связь и «знакомство» тайно сохраняются и в загробной жизни. И эта живая связь для нас непонятна. Конечно, это не пространственное распределение души, душа не находится ни в каком особом месте тела; она не пространственна, и потому пространство её не ограничивает,-«душа движениями мысли свободно простирается по всей твари», иногда восходит и до небесных чудес. «Общение ума с телесным»,-говорит Святитель Григорий,-состоит в каком-то невыразимом и не примыслимом соприкосновении: оно и не внутри происходит, потому что бестелесное не удерживается телом, и не объемлет извне, потому что бестелесное не окружает собою чего-либо». Ум нигде, ни в одной части тела, ни во всех и не вне,»но так, что сие сказать или представить невозможно». Поэтому и пространственное рассеяние частиц умершего тела не мешает знанию и связи души с ними:»духовная и непротяжённая природа не испытывает последствий расстояния». Эта связь души и тела имеет строго индивидуальный характер, поэтому Святитель Григорий считает нелепым учение о переселении душ.

Архиепископ Зосима.: Смерть есть особый этап человеческого пути, момент в становлении или, лучше сказать, в восстановлении человека. «Ведь Создатель предназначил нам оставаться не в виде зародышей,-говорит святитель Григорий.-И целью нашей природы не является ни младенческое состояние, ни следующие за ним возрасты, которые нас последовательно облекают, изменяя, с течением времени наш вид, ни, наконец, происходящее по причине смерти разрушение тела,-но всё это и подобное суть части того пути, которым мы идём…А цель и предел этого странствия-восстановление в древнее состояние». Смерть есть путь и путь преложения в лучшее. В смерти душа, освобождённая от тела, удобнее уподобляется родственной ей красоте, тело как бы переплавляется и очищается в земле,-очищается от порочных страстей и пристрастий, освобождается от потребностей, связанных с условиями этой жизни, вообще изменяется, чтобы быть воссозданным для иной жизни. «Художник всего переплавляет глыбу нашего тела на оружие благоволения»,-заключает Святитель Григорий. Это-время ожидания и приготовления к воскресению и суду. И-уже некий суд. Ибо не все имеют равную участь, не все проходят один и тот же путь…Различие относится к душам. Праведные приемлют хвалу, грешные-наказание. Но есть и такие, кому уделяется некое среднее место,-ни с почитаемыми, ни с наказуемыми. К этому нерешённому разряду Святитель Григорий относит приявших крещение перед смертью и потому не имевших времени плодоносить, «младенцев, преждевременно похищенных смертью» и потому не приносящих с собою ничего и никакого воздаяния не приемлющих, «к тому же по неразвитости своей и по неведению они не способны участвовать в благах истинной жизни». Кстати заметить, это новое проявление того, насколько ценил Святитель Григорий Нисский динамизм и подвиг эмпирической жизни. Им предстоит ещё развиваться. Праведные восходят в небеса, грешники нисходят в ад. Хотя Григорий и говорит о небе и об аде, как о неких местах, и даже различает разные виды небесных селений, в последнем счёте он считает понятие «места» только метафорой, ибо «душа, будучи по своей природе бесплотной, не имеет никакой нужды пребывать в каких-либо местах». Это, скорее, образы существования, и образы бытия, не поддающиеся описанию и определению,»не подчиняются силе слов и недоступны гаданию разума». В учении о загробном мире Святитель Григорий говорит языком Оригена, от Оригена у него и эта география загробного мира. У Оригена он заимствует и представление о загробной жизни, как о пути. Впрочем, оно согласуется с его основной мыслью о жизни человека, как о пути, а за гробом странствие продолжается, и продолжается в бесконечность. Небесные блага, которых тля не тлит,»не только пребывают всегда, но, подобно семенам, всячески увеличиваются». Во-первых,»нет предела, который мог бы пресечь нарастание небесного блаженства», и взыскуемые блага «всегда в равной мере выше и превосходнее силы возышающихся». Во-вторых, душе свойственно стремиться, а за гробом ничто этому влечению не противостоит, оно становится лёгким и свободным, душа поднимается всё выше. «И всегда будет совершать полёт к вышнему, постоянно обновляя усилие к полёту тем самым, чего она уже достигла». В этом восхождении есть порядок и последовательность, сообразные с мерою вместимости для каждой души ,т.е. с мерою её стремления к Благу. Это-рост, подобный возрастанию младенцев. Эти блага-созерцание Бога. Нечестивым (еретикам) оно не доступно, они духовно слепы и потому неизбежно оказываются вне жизни и блаженства, изгоняются во тьму кромешную. Они (еретики тоже) приносят с собою плотское зловоние, которым они пропитались от долговременной жизни в плотских страстях и плотских мудрованиях. Конечно, речь идёт о нераскаянных грехах, но только на земле имеет силу исповедь, а в аду её нет. В частности, Святитель Григорий говорит о душах некрещеных, незапечатлённых,»не носящих никакого знака Владычного». «Естественно,-думает он,-что такая душа будет кружиться в воздухе, блуждая, несясь туда и сюда, никем не взысканная, как не имеющая Господина, желающая успокоения и приюта и не находящая, тщетно скорбящая, бесплодно раскаивающаяся». (Вот таковы души еретиков и сктантов ср. (2.Петр.2.гл.;Иуд.3-19). Мука грешника, по мысли Святителя Григория, прежде всего, в его наготе и в голоде, в лишении благ. Вместе с с тем, это-огонь «пещь геенская», «червь неумирающий», сразу и огонь неугасимый, и «кромешная тьма». Всё это метафоры и символы, указующие на духовные реальности. Это тоже процесс, продолжение земного пути, и снова путь-путь очищения. Таинственный адский огонь, по мнению св.Григория, есть чистительный и крещальный:»есть в огне и в воде некая очистительная сила», неудостоившиеся очищения через таинственную воду «по необходимости очищаются огнем». Есть врачевание и в будущей жизни..

Прихожанин: Вот архиепископ сколько нацитировал из древних отцов, а где же доводы адвентистов? Адвентисты! Ау! Вы будете отвечать или нет? а то народ ждет.


Прихожанин: Павел пишет: По этой цитате у меня появилось еще больше вопросов: 1) Почему Иисус тогда сказал ученикам: "лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо,если Я не пойду,Утешитель не придет к вам; а если поиду, то пошлю Его к вам". 2) Зачем Иисусу посылать Св. Духа Вездесущего,если Иисус Сам мог находиться везде? 3) Зачем Иисус воскресил Лазаря, и вернул его из рая(по вашей логике) к этой, наполненной горем жизни? 1) Сие есть тайна Божия. Тайна взаимоотношений Ипостасей Святой Троицы 2) См. ответ № 1 3) Иисус воскресил Лазаря, чтобы показать людям, что Он Сам есть Сила, восрешающая мертвых. Душа Лазаря была возвращена не из рая, а из ада, так как рай в тот момент еще был закрыт для людей, потому что Христос еще не умирал и не воскресал. Лазарь был восрешен для того, чтобы многих привести к Богу. Польза от этого очевидна для всех.

Грифон: Павел пишет: Грифон, как же вы такое утверждаете!? Тут все православные на форуме доказывали и доказывают, что разбойник,который был распят вместе со Христом оказался в раю. И богач с притчи тоже находится в аду,а лазарь на лоне Авраама,т.е. в раю. Вы бы определились в своем учении. Про какой рай говорил разбойнику Иисус, см. притчу о богаче и Лазаре. Как таковых, в полном смысле слова сегодня нет ни ада, ни рая. Святые находятся только в предвкушении его, грешники - в состоянии предчувствия ада, как бы в мучениях.

Архиепископ Зосима.: Загробный путь нечистых и нераскаяных душ есть такое врачевание, очищение от зла. В огне горят пустые предначертания жизни. Это не внешний и не насильственный процесс. И в адском врачевании соблюдается владычественная свобода человека. Огнем пробуждается раскаяние: душа, привязанная к вещественному, вдруг видит нежданное и познаёт напрасность всего, к чему она стремилась, и с плачем кается. Она, как говорит Святитель Григорий, со всею очевидностью «узнает различие добродетели от порока,-из невозможности быть причастником Божества». Ибо душе естественно стремиться к Богу. И при отвращении от зла её встречает Бог,»присвояющий и влекущий к Себе всё, что только по Его милости пришло в бытие». Иначе сказать: за порогом смерти разбивается греховный обман. И откровение истины сотрясает душу. И она «со всею необходимостью» обращается: ослабевает и истощается упорство злой воли. Св.Григорий не может себе представить, что злое упорство тварной, обращённой в небытие, окажется бесконечным. Он считает, исключённым и невероятным такое предельное безумие воли; в особенности, когда падут или облегчатся узы вещества, ему кажется, это несовместимым с богообразным естеством человека. «Не навсегда,-говорит Святитель,-остаётся в природе страстное вожделение того, что ей чужо…Кажого пресыщает и обременяет ему несвойственное, с чем вначале природа сама по себе не имела общения. Одно только сродное и однородное остаётся желанным и любимым навсегда». «Зло не настолько могущественно,-рассуждает Св.Григорий,-чтобы оно могло осилить добрую силу, и безрассудство нашей природы не выше и не прочнее Божественной Премудрости…Да и невозможно превратному и изменяемому оказаться выше и прочнее того, что всегда тождественно и крепко утвердилось в добре». В этом нобходимость процесса, «необходимость» свободного обращения. И обращение открывает возможность врачевания, огненное обжигание от греха, «от примесей» и «вещественных наростов», «от остатков плотского припая». Это мучительный процесс, но процесс врачевания. Св.Григорий сравнивает это очищение со срезанием бородавок или мозолей. Но это слишком бледный образ. Очищение есть разделение и суд, Божия любовь неудержимо влечёт к Себе Богоподобное естество. Но это влечение легко только для чистых. Мучение в раздвоении: душа, опутанная пристрастием к вещественному и земному, «страдает и бывает в напряжённом состоянии, когда Бог влечёт к Себе Свою собственность, а чуждое ей, как в известной мере сросшееся с нею, уничтожает силою, и причиняет ей невыносимые болезненные страдания». Очистительной задачей мучения определяется его продолжительность и мера-«продолжительность врачевания»…»Мера страданию есть количество находящегося в каждом человеке зла». И отсюда следует с необходимостью, что мучение окончится, ибо «количество» зла, «количество вещества» в душе грешника не может быть бесконечным, так как злу не свойственна беспредельность. Рано или поздно, в течение долгого времени, истребляющая сила огня истребит всякую примесь и зло. Это врачевание «огнем и горькими лекарствами» может оказаться очень продолжительным, «соразмерным целой вечности» или «вечному времени», но всё это-время. Григорий Нисский определённо различает выражения: ИОНИОС от ИОН и ИДИОС от АИ и никогда не прилагает второго к мучениям, как не прилагает первого к блаженству и к Самому Божественному Благу. АИ означает сверхвременность и вневременность, «неизмеримость веками и недвижность во времени». Это область Божественного. А тварь пребывает во времени, «измеряется расстоянием веков». ИОН означает именно временность, нечто во времени. Именно в этом разгадка мнимого самопротиворечия Григория, когда он временность мучений доказывает текстами Писания, говорящими о «вечности». Это-вечность времени, всевременность, но всевременность, не есть сверхврменность. И не нужно Св.Григорию приписывать мысли, что Писание только пророчествует о вечных мучениях в случае нераскаянности. Это было бы для него недостаточно, ибо конечность очищения для него есть основная самоочевидная истина: оно не может не закончиться. Не решает вопроса и педагогическое толкование. Основное для Св.Григория-необходимая конечность всего тварного в его тварном. Таким образом, время, как область смерти (ибо только во времени и в смене может быть умирание), есть в то же время область очищения-очищение человека через смерть для вечности. Очищается тело через разложение на стихии, очищается и созревает душа в таинственных обителях и путях. И когда исполнится время, оно прекратится, придёт Господь, свершится воскресение и суд. Это будет первым восстановлением. Время некогда окончится, когда исполнится внутренняя мера вселенной, и дальнейшее возникновение будет уже невозможно, и потому течение времени окажется ненужным. «Когда естество наше в некотором порядке и связи совершит полный оборот времени,-говорит Св.Григорий,-непременно остановится и сие текучее движение, совершаемое преемством рождаемых». Смысл поступания времени-именно в человеческих рождениях, в которых осуществляется предопределённая Богом «полнота человечества». «В увеличении числа душ,-говорит Святитель,-разум необходимо предвидит остановку, чтобы не получилось бесконечного течения в природе, всегда текущей в рождениях и не останавливающейся», мера и предел принадлежат к совершенству природы. «А когда прекратится это рождение людей, тогда с ним окончится и время, и таким образом совершится обновление вселенной». Это не только исчерпание-что началось, то и кончится,-но именно исполнение, выполнение, собирание, осуществление полноты, собирание и воссоединение полноты, ОКОНЧИТСЯ СЕДМИЦА ТЕКУЩЕГО ВРЕМЕНИ, и НАСТУПИТ ДЕНЬ ОСЬМЫЙ, «великий день будущего века», наступит новая жизнь, «постоянная и ненарушимая, неизменяемая ни рождением, ни тлением». Придёт Христос снова и совершится Всеобщее Воскресение. Господь и придёт ради воскресения, «чтобы восстановить мёртвых в нетление». Он придёт во славе, дориносимый тьмами ангелов, поклоняющихся Ему, как Царю: Ему «поклонится вся премирная тварь», «полнота всех ангелов, радующихся призванию людей снова в первоначальную благодать». Это призвание и есть воскресение, восстановление и осуществление полноты, собирание твари:» и соединится в единое ликостояние вся тварь из дольних и горних стран». Это собирание начнётся воскресением мёртвых. Воскреснут именно тела, ибо ДУША НЕ УМИРАЕТ, НО ТЕЛА РАЗЛАГАЮТСЯ. ДУША НЕ ВОСКРЕСНЕТ, НО ВОЗВРАТИТСЯ:»ДУШИ СНОВА ВОЗВРАТЯТСЯ ИЗ НЕВИДИМОГО И РАССЕЯННОГО СОСТОЯНИЯ В ВИДИМОЕ И САМОСОБРАННОЕ». Это есть восстановление целого человека, «возвращение разлучённого в нерасторжимое соединение». При этом тела восстанавливаются в первобытной красоте к всех людей, и не будет никакого телесного различия между добродетельными и порочными. Однако это не значит, что не будет различия между очистившимися и неочистившимися, но это различие их внутренней участи и состояния. Загробная участь людей есть очищение. Воскресением для всех заканчивается очищение, обновление и восстановление тела.

Архиепископ Зосима.: Вот, дорогие мои, так размышляют благочестиво Отцы Церкви, в частности, Святитель Григорий Нисский, какая богатая мысль! И какой примитив, доходящий до откровенной глупости, по данному вопросу несут В.Миллер и Е.Уайт, и их адепты, ужас! На детский вопрос Павла, вопрос ученика нашей церковно-приходской школы, Святая Церковь учит, что Бог статичен (Он всегда пребывает на едином месте), но Господь наш очень динамичен, не отлучаясь Небес, Господь пребывает одновременно всюду. БОГ-ВЕЗДЕСУЩ. Но там где Его нет, там и находится ад; в сердце, в жизни, в семье, в доме, в обществе, наконец, и т.д. Дорогой брат Грифон, спаси Господи за Вашу поддержку, благодарю Вас Прихожанин и всех наших православных верующих христиан. Готовлюсь пойти в храм на вечернюю воскресную службу. Всем православным хрисианам Божье Благословение, доброго воскресного вечера, здоровья, мира и благополучия!

Linzar: Аноним, раз уж ставиш мне мимнуса то обьясняй за что, шоб я исправлялся. И хто тут такой аноним?

Архиепископ Зосима.: Линзар, не печальтесь, этот "аноним" не написал ничего, а только то и умеет, что гадить из под тишка всем и вся! Что же, надо его только пожалеть, хоть он мне и написал "исполнен ненависти", только аноним, к чему и к кому? К вам? Мне вас очень жаль! А вот чего исполнены вы, написав мне и Линзару и такое сотворив, добра? Увы! Поэтому прочтите внимательно (Мф.7.1-6;Лк.6.41-45). Подумайте об этом лучше. Дорогие мои православные отцы, братья и сестры, Божье всем вам Благословение, завтра я и мои спутники путешествуем в Элисту прошу вас помолитесь о нашем благополучном вохвращении домой, мои молитвы со всеми вами! Здравия всем, здравомыслия и благополучия, доброго воскресного вечера и хорошего начала рабочей недели, храни всех вас Господь!

Linzar: Архиепископ Зосима. пишет: Линзар, не печальтесь

Павел: Прихожанин пишет: Душа Лазаря была возвращена не из рая, а из ада, так как рай в тот момент еще был закрыт для людей, потому что Христос еще не умирал и не воскресал А куда делся Енох,седьмой от Адама?Куда умчался на огненнои колеснице Илия? Прихожанин пишет: Сие есть тайна Божия. Тайна взаимоотношений Ипостасей Святой Троицы Библия говорит лишь о двух тайнах-это тайна беззакония и тайна Боговоплошения.А вы придумали еще какую-то тайну,Так можно всю библию тийной зделать.А где библеиские тексты и их значене с орегинала ко всем вашим домыслам?Грифон пишет: Как таковых, в полном смысле слова сегодня нет ни ада, ни рая. Святые находятся только в предвкушении его, грешники - в состоянии предчувствия ада, как бы в мучениях. Назовите конкретное место,желательно с сылками на библию. Вот у католиков-это чистилище,хотя и не обосновано библией.Архиепископ Зосима. пишет: ДУШИ СНОВА ВОЗВРАТЯТСЯ ИЗ НЕВИДИМОГО И РАССЕЯННОГО СОСТОЯНИЯ В ВИДИМОЕ И САМОСОБРАННОЕ» Так душа это отдельная субстанция,или неч-то рассеянное неизвесно где и по каким составным?

Грифон: Павел пишет: Назовите конкретное место,желательно с сылками на библию. Библия - это не справочник на все случаи жизни.

Архиепископ Зосима.: Доброй ночи всем вам, дорогие мои! Павел, у Святого Святителя Григория Нисского всё ясно и хорошо об этом сказано, прочтите внимательно. И прошу Вас, ради Бога, не отнимайте у меня больше времени на "непотребное пустословие" (2.Тим.2.16-17). Далее, еретики, враги Бога и Его Церкви, некогда писали Святому Апостолу Павлу, что они не понимают того что он пишет и о чём он говорит. Святой Апостол Павел ответил им так;(1.Кор.14.37-38)-словами Святого Апостола отвечаю Вам и я. Но почему еретики, а Вы их ученик, не понимаете и не принимаете истины Божией? Святой Апостол Павел говорит об этом так, потому что вы находитесь в "худом сообществе" еретиков субботников, адвентистов и Бога не знаете! (1.Кор.15.33-36). До тех пор, пока Вы, Павел, будете находиться в этом "худом сообществе" еретиков, то "благовестие" православное, христианское, для Вас и всех еретиков закрыто! (2.Кор.4.3-4). Вот в чём причина, которая толкает Вас на "непотребное пустословие", а на этом, простите меня, у меня нет времени! Всем православным христианам Божье Благословение и прошу молитв о нас путешествующих домой в Элисту! Всем доброй ночи!

Павел: Грифон пишет: Библия - это не справочник на все случаи жизни. это отговорка с вашей сторонф и не более. Задам и Вам тот же вопрос,что и прихожанину: Если ада и рая,как вы утверждаете,в полном смысле слова нет, то где находятся Илия,Енох,Моисей-явившиися Иисусу на Фаворе? Или тоже в предвкушении рая, в полном смысле слова?

Georgy: Архиепископ Зосима. пишет: Вот, дорогие мои, так размышляют благочестиво Отцы Церкви, в частности, Святитель Григорий Нисский, какая богатая мысль! А вот мне интересно, на основании чего он так мыслит, сам додумался или ему Бог это открыл в видении. Во всём этом труде нет не одного обоснования тому, на чём он основывает свои мысли, а это весьма странно. Ведь даже Вы уважаемый Архиепископ, когда что то пишите нам, сектантам, то ссылаетесь на Библию, а вот Григорий Нисский этого почему то не делает. Архиепископ Зосима. пишет: Но там где Его нет, там и находится ад; в сердце, в жизни, в семье, в доме, в обществе, наконец, и т.д. Вот тут, Архиепископ, я с Вами согласен на все 100, по сути дела земля с её беззакониями и является АДОМ, ведь чем дальше мы уходим от Бога, тем дальше и "глубже", идём в этот АД, и становимся духовными мертвецами. Грифон пишет: Библия - это не справочник на все случаи жизни. 29 Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего. (Втор.29:29) Всё что нам необходимо для спасения нашего, Бог открыл нам, и поместил на страницах Своего Слова !!! ВОТ ВИДИТЕ УЖЕ И РАЙ С АДОМ У ВАС ИСЧЕЗ КУДА ТО, НЕ УДИВЛЮСЬ, ЕСЛИ СКОРО И ДУША СМЕРТНОЙ СТАНЕТ !!!



полная версия страницы