Форум » Вопрос священнику » "Пастырь" Ерма. Прошу ответа Владыки Зосимы » Ответить

"Пастырь" Ерма. Прошу ответа Владыки Зосимы

А. Бондарев: Дорогой Владыка, здравствуйте. Простите грешника, Христа ради, что отвлекаю. У меня снова вопрос. Собираюсь прочитать книгу "Пастырь" Ерма. Слышал о ней много хорошего и что в древней Церкви Отцы воспринимали её как Священное Писание. У меня возникло затруднение, в число книг Нового Завета это писание не вошло, но как тогда следует его воспринимать? Как воспринять эту книгу, чтобы потом не разочароваться или не обмануться? Насколько она богодухновенна? Спаси Господи!

Ответов - 16, стр: 1 2 All

SergeyK: Простите за то, что вмешиваюсь, я просто дам адрес. В случае положительного ответа владыки, сей популярный в первый века благочестивый апокриф можно найти сайте http://www.vehi.net . Там же можно найти примерно равный "Пастырю Гермы" апокриф - "Дидахе". Все остальные апокрифы там, кроме "Евангелия от Иакова", довольно сомнительные.

А. Бондарев: А почему спрашиваю, мне рассказывали, что эту книгу хотели включить в Новый Завет наравне со всеми остальными, но по какой-то причине не включили. "Пастырь" ведь, насколько я понял (поверхностно пробежался глазами), написана не просто как личное понимание веры какого-то человека (ну, например, как "Апология" Аристида или "Исповедь" Свт. Августина), а именно как откровение, данное Господом; и претендовала быть включенным в Священное Писание. Будь это обычной книгой (как та же "Исповедь") я бы и не задавал вопросов, потому что чётко видно, что это ("Исповедь") мнение исключительно Святителя Августина и его можно принимать или не принимать. А вот с "Пастырем" получается другая ситуация, т.к. стиль написания совершенно иной. Потому что я воспринимаю канонические книги Священного Писания как прямое руководство, без тени сомнения или смущения, т.к. их избрала Святая Матерь моя Церковь для назидания, а значит они совершенны и есть воистину Слово Божие, обращенное к людям через пророков, апостолов. А вот как быть с "Пастырем", не включенным в Священное Писание, но, как мне рассказали, претендующим на место в данном каноне книг. Запутался немного. Как глубоко стоит доверять "Пастырю"?

А. Бондарев: Можно даже углубить мой вопрос. Понятно, что есть апокрифы, которые совершенно представляют собой еретическое учение и есть путь в погибель души, как например, "Евангелие от Фомы", "...Иуды", "...Марии Магдалины", книга "Аллоген" и т.д. Но есть так же, например, "Пастырь", "Дидахэ" - на которую даже ссылался Владыка Зосима. Как мне не запутаться? Ведь есть какие-то веские причины по которым Церковь не включила даные книги в Священное Писание... Значит всё-таки что-то в них не так?


SergeyK: Включали в канон только те книги, которые были приняты единогласно. Насчет "пастыря Гермы" нашлись те, кто высказался против на Соборе, и вот из-за этих единиц его, как и тоже "Дидахе" не включили в канон. С другой стороны, сомневались в подлинности и "Аппокалипсиса", да и сейчас сомневаются, и не без оснований. И "Пастырь Герма", и "Дидахе" безусловно почитались в первые века как богодухновенные книги, т.е. как Священное Писание, и даже были включены в "Синайский Кодекс" (по сути, первую Библию), чего кстати нельзя сказать о том же Аппокалипсисе, который считали подделкой даже некоторые святые. Поэтому, думаю, к этим книгам НЗ нужно относиться также, как к второканоническим (т.е. неканоническим ВЗ), как то - "Книга Премудрости Соломона", "3 Книга Ездры" ит.д., имхо.

Архиепископ Зосима.: Здравствуйте дорогой Александр! Книги Дидахэ-учение 12-ти Апостолов и Пастырь Ерма, это замечательные произведения раннехристианской письменности и эти книги для первых христиан считались действительно священными и почитание этих произведений у древних христиан было весьма велико. Апокрифами эти книги считать нельзя, потому что эти книги дйствительно принимались ранними христианами как Священное Писание. Мы и сегодня можем много почерпнуть доброго из этих замечательных книг, например, почему и откуда мы православные христиане имеем обычай поститься по средам и пятницам? Так учили Святые Апостолы, так постились древние христиане. Сравнивать эти книги ныне со Священным Писанием нельзя, но до появления Священного Писания, эти книги успешно заменяли христианам Писания Священные. Поэтому на эти книги можно ссылаться, можно их изучать и читать, но всё же эти книги сравнивать со Священным Писанием нельзя. Если будут ещё вопросы, то я готов на них ответить Вам более подробно. Да, я ссылаюсь иногда на эти книги, когда это нужно и на церковной проповеди тоже. Эти книги очень благодатные, поучительные и душеполезные.

А. Бондарев: Спаси Господи, Владыко! Я всё понял.

SergeyK: Как не апокриф? На данный момент этой книги в Библии нет, значит апокриф. "Апокрифы суть книги, неизвестно кем изданные, или нечитаемые всенародно в Церкви. ЭТО КНИГИ, КОТОРЫХ НЕТ В БИБЛИИ" (Словарь Алексеева, 1812г.) "Протоевангелие от Иакова" тоже почитается в Церкви, как Священное Предание, но тем не менее это апокриф. То же и с "пастырем Герма", когда-то он считался Священным Писанием, но сейчас - не считается, а т.к. он не принадлежит Библии, следовательно это апокриф по определению.

Архиепископ Зосима.: Да вот так, это апокриф, но в добром смысле этого слова. Апокриф, это то произведение, которое Церковь отвергла с самого начала с 1-ых веков христианства, чаще всего, это произведения носящие на себе отпечаток гностицизма, вот об этом-то и сказано в Словаре Алексеева. В трёхтомном же словаре "Христианство" на стр.535 вот что написано: "Ерма, Ерм, Герма (греч.Ермас), римский христианин конца 1-го века, упоминаемый Апостолом Павлом в Послании к Римлянам (Рим.16.14). Климент Александрийкий, Ориген, Евсевий, а вслед за ними и большинство позднейших учёных приписывают ему замечательнейшее литературное произведение первобытного христианства-книгу "Пастырь". В самом "Пастыре" о его авторе сообщается, что он жил в Риме во времена папы Климента (ум.101), был сначала богат, занимался мирскими делами, (по-видимому торговлей), причём не всегда соблюдал правду, имел злоязычную жену, и порочных сыновей, к которым не был достаточно строг, и а это был наказан от Бога потерей богатства. Недоумевая о причинах этого постигшего его бедствия, Ерма был вразумлён об этом в ряде бывших ему видений. Эти наставления и видения, записанные Ермой, составляют содержание книги "Пастырь". По форме изложения "Пастырь" Ермы принадлежит к числу апокалиптических произведений древней литературы; ближайшим образцом для него послужила 3-я книга Ездры. Так ято автор известен и в Церкви это произведение читалось. "Учение 12-ти Апостолов"-(ДидахИ тон додека АпостОлон.-греч.), один из самых древних памятников церковной письменности. Было известно древним писателям (Евсевию, Афанасию, Руфину и др.); а в 5-ом веке "Учение 12-ти Апостолов" исчезают из вида и остаются неизвестными до 1875 года, когда оно было открыто никомидийским митрополитом Филофеем Вриеннием в библиотеке Иерусалимского монастыря в Констанинополе. Издание его вызвало обширную литературу во всех странах христианского мира. По мнению исследователей, "Учение 12-ти Апостолов" было составлено между 96 и 112 годами, в Сирии или Египте, христианином из евреев, в качестве руководства по всем сторонам христианской жизни, учения, богослужения и управления, с целью противопоставить истину евангельского и апостольского учения современным автору заблуждениям. Неплохо Шолому бы с Сепфорой ознакомиться с этим замечательным произведением. В 1-ой части "Учения 12-ти Апостолов" излагаются правила христианской нравственности, в форме описания двух путей-пути жизни и пути смерти. (гл.1-6). Во второй содержатся предписания относительно совершения Св.Таинства Крещения, соблюдения поста в среду и пятницу, чтения молитв и совершения Божественной Литургии-Евхаристии (гл.7-10). В третьей части излагается церковное устройство общины, причём, кроме иерархических степеней епископа и диакона (о пресвитере не упоминается), говорится о должностях учителя, Апостолов, пророков и странников. Здесь же преподаются правила церковного суда гл.11-15). Четвёртая часть содержит увещание к христианам к бдительности, ввиду скорого конца мира (гл.16). Значение книги "Учение 12-ти Апостолов" весьма велико: оно проливает яркий свет на церковное устройство и жизнь древней первохристианской, апостольской общины. Разве может такое произведение считаться апокрифом? Нет, это не апокриф, а документ первохристианской, Апостольской, Православной Церкви.

SergeyK: А можно ли в таком случае считать апокрифом "Протевангелие от Иакова"? Ведь наименование этого текста именно апокрифом - общепринято в христианской литературе, однако никто не подвергает сомнению тот факт, что оно относится к Священному Преданию Церкви.

Архиепископ Зосима.: Слово апокриф происходит от греческого слова АпОкрифос и значит -тайный, сокровенный, то есть оккультный. Иногда апокрифы противополагаются книгам дедимевмЕнис, то есть таким, которые находятся в употреблении во время церковных собраний. В таком случае апокрифы-то же что secretae et non volgatae scripturae, absconditae-книги тайные, сокрытые. Но слово АпОкрифос могло также означать сочинение, происхождение котрого неизвестно. В этом случае апокриф-то же что сочинение подложное, неподлинное. По Августину, апокрифической книгу делает именно occulta origo-(тайное происхождение). И тот, и другой признаки стали потом сливаться. Исключение книги из общественного употребления обусловливается, между прочим, темнотою её происхождения. А так как обыкновенно автор книги желает скрыть её происхождение только из-за несовершенства её содержания, то апокрифы распадаются на две группы: Апокрифы Ветхого Завета и апокрифы Нового Завета. Слово апокрифы в приложении к книгам Ветхого Завета понимается Восточной и Католической Церковью и протестантами различно. Протестанты называют апокрифами книги, которые Древняя Церковь вообще и теперь Греко-Восточная в частности не считают таковыми. Для тех книг, которые у нас слывут за апокрифические, у протестантов есть другое название псевдоэпиграфы. Первым, кто зачислил в разряд апокрифов книги Ветхого Завета, греческой и средневековой латинской Церквами не считавшиеся таковыми, был Кирлштадт (В сочинении "De canonicis Scriptura libellis" ("О канонических книгах Писания") 1520 г. Собственно слово апокрифический в этом случае тождественно слову неканонический. Апокрифы Нового Завета распадаются на четыре группы: а) апокрифические евангелия, б) апокрифические деяния Апостольские, в) апокрифические послания Апостольские, г) апокрифические апокалипсисы. Евангелия. Известно около 50 названий их. Первоевангиелие Иакова начинается благовестием Иоакиму и Анне о рождении Марии и кончается рассказом о Вифлеемском избиении. По-видимому, его знал уже Иустин (середина 2-го века). Вышло оно из среды христиан-эбионитов. Частое упоминание у церковных писателей и множество рукописей свидетельствует о широком распространении этого апокрифа. Я глубоко сомневаюсь в том, что апокрифы входят в Священное Предание Церкви. В Священное Предание могут входить такие памятники раннехристианской письменности как "Пастырь" Ерма или "Дидахэ-Учение 12-ти Апостолов", "Послание Церкви Божией, пребывающей в Риме, к Церкви Божией, пребывающей в Коринфе или Послание Климента к Коринфянам", "Послание Варнавы", Послание Игнатия Богоносца", "Послание Поликарпа Смирнского", "Изъяснение Господних изречений" Папия Иерапольского"-вот эти раннехристианские документы входят в Священное Предание Церкви, совершенно точно.

SergeyK: Спасибо, вообщем Ваше мнение ясно. Хотя есть и другое мнение. Журнал "Фома" под редакцией Издательского Совета РПЦ: "Впрочем, в Новый Завет послания Игнатия, судя по всему, никогда и никем не включались. Зато в некоторых самых древних списках в него входили послания апостола Варнавы и римского епископа Климента, а также два очень важных свидетельства о жизни ранних христиан - книги под названиями "Дидахе" и "Пастырь Герма". Их вполне можно считать новозаветными апокрифами... К апокрифам Нового Завета обычно причисляют и много других текстов, не противоречащих Библии, а скорее дополняющих и расширяющих ее повествования. Это разнообразные повествования о жизни, проповеди и мученической смерти Апостолов (тех же самых Варнавы, Филиппа, Фомы) или разные послания, в том числе приписываемые Павлу (Лаодикийцам и 3-е к Коринфянам; впрочем, они явно не принадлежат Апостолу и составлены из Павловых цитат какими-то его последователями). Такие апокрифы вполне могут приниматься церковной традицией: например, о Богородице в Библии рассказано очень мало, так что церковное празднование ее Рождества и Введения во храм, отчасти даже Благовещения основаны на апокрифическом "Протоевангелии от Иакова". Каноническим текстам это повествование не противоречит, напротив, восполняет отсутствующие в них детали, так почему бы ими не воспользоваться?"

Архиепископ Зосима.: Я очень рад, что есть много мнений, но всё же истина одна. Вот например трёхтомник "Христианство" так не считает, как это делает "Фома". Я не думаю всё же, что на апокрифах основывается Священное Предание Церкви, нет, а на живой Апостольской традиции, преемственности, скорее всего, то есть устном Предании, Сказаниях Апостольских, которые были хорошо известны Церкви. А что есть Священное Писание? Это только записанная часть Священного Предания, думаю, что апокрифам, тайным, оккультным гностическим суевериям, здесь, в Священном Предании Церкви, места всё же нет. Далее, в трёхтомнике "Христианство", есть полный список апокрифов, в том числе и "Первоевангелие от Иакова", а вот мною перечисленные документы стоят не рядом с апокрифами, а в стороне от них, потому и могут эти писания считаться частью Священного Предания Церкви.

Linzar: Вот почитал я Пастырь Гермы и сам понял почему в канон НЗ его не включили. Он никак не вписывается в симфонию НЗ ни по каким параметрам. Нудноватое изложение этих видений в трёх книгах возможно было актуально для первых христиаян. Но с НЗ такое изложение просто рядом не поставиш. НЗ читается как телеграмма с самым сжатым и важным смыслом. Герму можно поставить наряду с назидательным наследием христианских святых, но НЗ писался именно апостолами Христа и это самый важный критерий отбора канона(как я вижу)

SergeyK: Вы бы помягче, Линзар. "Пастырь Герма" относится к Священному Писанию, по крайней мере относился в первых веках. Думаю, что его не включили в канон только из-за политического расклада. Заметьте, "Пастырь Герма" находится в оппозиции к тем христианам, которые считают, будто надо беспрекословно подчиняться властям, и правильно делает. Если даже "Аппокалипсис" включили в канон, то уж "Пастыря Герму" точно должны были включить. Нет, ищите причину в другом месте.

Архиепископ Зосима.: Я хочу сразу всем здесь сказать то, что эта тема очень глубокая и что над этими проблемами работали и сейчас работают виднейшие богословы, и что так просто она не решается. С появлением христианства появляется обширнейшая литература, литература разная, и Церковь Христова лучшими своими умама-богословами, что-то из этого изобилия приняла, а что-то и отвергла. Это очень длинная история. Но позволю себе поразмышлять вместе с вами, всеми, кому эта тема интересна. Окончательно список Новозаветных книг был утверждён Ортодоксальной-Православной Церковью на Карфагенском Соборе в 419 году. Но борьба вокруг проблемы подлинности Апокалипсиса Иоанна Богослова шла ещё долго: обязательность его включения в состав Нового Завета была подтверждена на Констанинопольском Соборе в 7-ом веке. В связи с утверждением списка канонических книг встал вопрос о судьбе тех писаний, которые считались спорными или подложными. В 5-ом веке исчезает понятие сомнительности отдельных христианских книг. Все писания, не вошедшие в Новый Завет, стали называться апокрифическими и здесь можно вполне согласиться суважаемым журналом "Фома". Но отношения к этим писаниям различались в зависимости от их содержания: были книги, которые Церковь разрешала читать верующим и которые оказали существенное влияние на догматику и обрядность Ортодоксальной Церкви. К ним относились созданные после утверждения евангельской традиции-(Священного Предания Церкви) повествования, её дополняющие. Таковы писания, посвящённые Матери Божией:"История Иакова о Рождении Марии", сочинение анонимного автора "Об Успении Пресвятой Богородицы". Евангелие от Никодима (прежде всего та его часть, где рассказывалось о сошествии Христа во ад); к апокрифам относится и многочисленная раннесредневековая литература о христианских мучениках, создававшаяся по образу деяний отдельных Апостолов (некоторые из них продолжали читаться на протяжении всего Средневековья, в том числе и на Руси, например "Деяния Павла и Феклы"). Все эти писания наполнены чудесами, в них используются традиционные (особенно для восточных областей) сказочные мотивы, прослеживается связь с фольклором. Как правило, они не имели догматических расхождений с церковным учением, но из-за позднего происхождения и явной фантастичности не были признаны Церковью источниками вероучения. Те же книги, чьё содержание существенно отличалось от Канонических Писаний, читать строго запрещалось. Эти книги считались не только апокрифическими, но и запрещёнными, "отрешёнными". Первый список "отрешённых" книг был соствлен в 5-ом веке в Восточной Римской империи. Вошедшие в него писания подлежали уничтожению как еретические; в течение последующих веков такие списки возобновлялись, что показывает на тайное (теперь уже дествительно тайное!) существование подобных писаний. Прежде всего в список "отрешённых" книг были внесены иудео-христианские, гностические и близкие им писания. Вот такую смысловую нагрузку, в моём понимании, несут апокрифы. Хотя надо согласиться с тем, что апокрифы есть разные. Борьба Церкви против этих писаний привела к тому, что большинство списков "отрешённых" книг было просто уничтожено, однако сохранились цитаты из них в произведениях самих же защитникоа Православной Церкви. Благодаря успехам археологии 19-го и 20-го веков, стали известны многие "отрешённые" апокрифы. Что же касается не признанных священными, но разрешённых для домашнего чтения сочинений, то они дошли до нас в средневековых рукописях как на языке подлинника, так и в переводах на латинский, сирийский, арабский, армянский, грузинский и славянские языки. Но надо так же заметить и то, что какое зло Церкви нанесли многие древние апокрифы, поэтому никак нельзя сказать то, что они стали Священным Преданием Православной Церкви. Учения, содержащиеся в древних апокрифах, тоже не пропали бесследно: они оказали огромное влияние на самые разнообразные еретические движения как на Западе, так и на Востоке. Можно проследить преемственность идей от кумранских сектантов через учения иудео-христиан и гностиков к богомилам и катарам. И богомилы, проповедовавшие на Балканском полуострове в 10-ом веке, и южноевропейские катары 11-ый и 13-ый века считали телесный мир созданием злых сил, отрицали церковную организацию и обрядность. Чем вам не нынешние Шолом и Сепфора? Отзвуки иудео-христианских идей встречаются в средневековых мусульманских трактатах и древнерусских ересях, таких, как "жидовствующие". Писания уничтожались-идеи же продолжали и продолжают существовать. Вот как глубоко апокрифы влияют и на современный мир. Поэтому СеркийК, я с Вами соглашусь пожалуй в том, что прав журнал "Фома" и Вы тоже в том, что "Пастырь" Ерма и книгу Дидахэ можно считать апокрифами, но различать их от тех, кои несут начало магометанства и многих современных ересей.



полная версия страницы