Форум » Вопрос священнику » Проскомидия, обедня, сорокоуст » Ответить

Проскомидия, обедня, сорокоуст

Люсик: Проскомидия, обедня, сорокоуст - в чем отличие? В каких случаях заказывается та или иная треба?

Ответов - 25, стр: 1 2 All

А. Бондарев: Дорогая сестра Людмила! В призме твоего вопроса проскомидия - это часть Литургии во время которой священник, прочитывая записки с именами, вынимает за них частички из просфоры, которые после совершения преложения (или пресуществления, спорный вопрос) хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы погружаются в чашу с Кровью Христовой с чтением молитвы "Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь кровью Твоей честною, молитвами святых Твоих". Обедня - это когда ты подаёшь записку на одно поминание. Сорокоуст - на 40 дней. Так же можно подавать на полгода, год, вечное поминовение (но это я только в монастырях видел). Молитва возносится за здравие и спасение души и за упокой. Как у тебя дела? Видела, отец Амвросий новую книгу издал - "Филологический комментарий к молитве Господней"? Я вчера заходил купил. Довольно интересно. Молодец вообще батюшка, таким важным делом занялся - анализом молитвы "Отче наш". Людмила, прости, пожалуйста, что не ответил на твое последнее письмо по почте. Я его как-то не заметил. Сегодня почту просматривал и нашел.

СергийК.: Да, Александр, только, если не ошибаюсь, сорокоуст - это сорок проскомидий, а не обеден.

А. Бондарев: Сергий, "обедня" - это русское народное название Литургии. В любом случае речь идёт конкретно о проскомидии, за которой поминаются члены Церкви Христовой.


Люсик: Значит, важнее проскомидия - грехи омываются? А Обедня и Сорокоуст - только поминание, просто разное число раз?

А. Бондарев: Нет, Людмила. Поминовение в любом случае происходит во время проскомидии. "Обедня" - это ты подаешь имя для поминовения только один раз, за одной проскомидией. Сорокоуст - за проскомидией будут поминать 40 дней подряд.

Люсик: Саша, я почти постоянно заказываю сорокоуст об упокоении и о здравии. Но некоторые прихожане считают, что обедня важнее. Вот и возник этот вопрос . А так получается, что сорок обеден - это 1 сорокоуст? И одна обедня весомее, чем 1 проскомидия? Ошиблась в своем выводе: Проскомидия весомее обедни...

СергийК.: Поминовение на обедне - это и есть поминовение на проскомидии, насколько я понял Александра.

Люсик: СергийК. пишет: Поминовение на обедне - это и есть поминовение на проскомидии Что-то я совсем запуталась. А в чем разница? Я поняла так, что проскомидия - это, когда за каждое имя священник вынимает за них частички из просфоры, которые после совершения преложения (или пресуществления, спорный вопрос) хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы погружаются в чашу с Кровью Христовой с чтением молитвы "Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь кровью Твоей честною, молитвами святых Твоих". А обедня и сорокоуст (равный 40 обеден) - это поминовение, которое хоть и происходит во время проскомидии, но, с "моей колокольни", менее значимо, чем сама проскомидия.. Опять неверно? И чего я такая бестолковая?

А. Бондарев: Но некоторые прихожане считают, что обедня важнее. Это одно и тоже. Разница лишь в колличестве поминаний. А так получается, что сорок обеден - это 1 сорокоуст? И одна обедня весомее, чем 1 проскомидия? Не, Людмила, смотри: записочка с именем подаётся на проскомидию. Однократное поминовение (на одной поскомидии) называется "обедней", а когда поминают в течение сорока дней - это сорокоуст. Разница только в колличестве дней, в течение которых Церковь будет молиться за человека. Если не понятно, давай попробую как-нибудь по-другому объяснить.

Люсик: Тогда в чем отличие проскомидии от обедни?

А. Бондарев: И чего я такая бестолковая? Ты не бестолковая, сестра! Я уже тебе говорил, ты просто умница! А то, что спрашиваешь - это замечательно. Я буду объяснть столько, сколько нужно. Мне не трудно. Что-то я совсем запуталась. А в чем разница? Ни в чём. А обедня и сорокоуст (равный 40 обеден) - это поминовение, которое хоть и происходит во время проскомидии, но, с "моей колокольни", менее значимо, чем сама проскомидия.. Не, давай по полочкам: Поминовение происходит на Литургии во время проскомидии, которая является Её частью (проскомидия - часть Литургии). Все записочки которые мы подаём - это для поминовения на Литургии во время проскомидии. Когда мы подаём на обденю (т.е. Литургию) - это поминовение однократное, а когда когда сорокоуст - это тоже на Литургию, но молиться Церковь будет уже не один день, а сорок. Для облегчения понимания - забудь названия "обедня" и "сорокоуст"; просто считай, что подаются имена для одно- и сорокакратного поминовения на Литургии во время проскомидии. И не переживай, будем обсуждать, пока ты не разберёшься!

А. Бондарев: Тогда в чем отличие проскомидии от обедни? Ни в чём. Обедня - это русское народное название Литургии. А проскомидия - это часть Литургии, за которой поминаются члены Церкви.

Люсик: А. Бондарев пишет: В призме твоего вопроса проскомидия Вот надо было без призмы. Так как я еще "подпризмила" и тебя сейчас запутаю тоже. Итак, в храме принимаются пожертвовоания на: проскомидию, обедню, сороуст ... Треба проскомидия есть такая? Или нет? Или есть только обедня, сорокоуст и т.д., которые совершаются во время Литургии (или ее части - проскомидии)? Саша, я смотрю твой Пост 266 - на каждую вынутую частичку из просфоры священник зачитывает одно имя ИЛИ в этот период Литургии (проскомидии) зачитываются имена, не соответствующие вынутым частичкам просфоры (т.е. вынул может только одну частичку, а зачитал 2-3 имени?)

А. Бондарев: и тебя сейчас запутаю тоже. Ничё, распутаемся! Тут в общем-то ничего трудного нет. есть только обедня, сорокоуст и т.д., которые совершаются во время Литургии (или ее части - проскомидии)? Да. Треба проскомидия есть такая? Проскомидия - это часть Литургии за которой поминаются члены Церкви, путем вынимания частиц из просфоры. Записки, которые ты подаешь на обедню и сорокоуст будут поминаться на проскомидии. Разниица между обедней и сорокоустом в колличестве поминаний (соответственно 1 и 40). на каждую вынутую частичку из просфоры священник зачитывает одно имя ИЛИ в этот период Литургии (проскомидии) зачитываются имена, не соответствующие вынутым частичкам просфоры (т.е. вынул может только одну частичку, а зачитал 2-3 имени?) Ну, по идее после прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря "Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)". Хотя, если очень много записок, то как быть? Этой тонкости я уже не знаю. Тогда, наверно, священник молится "О всех зде ныне поминаемых".

Люсик: Спасибо, уразумела. Сбило то, что в производимых требах кроме обедни, сорокоуста (и пр.) в храме указывалось и подача имен на проскомидию. И я это расценила за отдельную требу и начала искать различие...



полная версия страницы