Форум » Вопрос священнику » Вопрос архиепископу Зосиме и отцам форума. Душа и тело. » Ответить

Вопрос архиепископу Зосиме и отцам форума. Душа и тело.

А. Бондарев: У меня есть вопрос, на который давненько не могу найти ответа. А вопрос вот какой: Святые Отцы (я специально буду ссылаться на конкретных) учили, что человек это существо состоящее из души и тела, причём слитых воедино. Так только душа не может считаться человеком и только тело тоже не человек, но они вместе составляют человека. «Душа не есть человек – но душа человека; тело не есть человек, но тело человека» - мученик Иустин Философ. «Человек создан по природе и состоит из тела и души» - говорит Ириней Лионский. То есть, человек, сделанный из тела и души, двойственен. «Познай, что ты из двух частей состоящий человек, из души и тела» - Кирилл Иерусалимский. И Григорий Палама: «Только душа или только тело не может называться человеком, но оба вместе, так как они были созданы вместе по образу Божию.» Хотя это и не выражает дуалистическую концепцию. «Так как человек, состоящий из души и тела, един.» - подчеркивает Григорий Нисский И тем более един в своих двух природах, что душа и тело происходят от единого акта творения в один и тот же момент. С этим понимание Святых Отцов вроде всё ясно. Но тогда у меня возникает вопрос, если человек это душа и тело вместе, а смерть разделяет их до Всеобщего Воскресения, то душа которая отправляется на мытарства и получает временную прописку в Царстве Небесном или аду, не есть человек, но только часть человека??? То есть, после смерти мы становимся как бы "неполноценными" до Второго Пришествия? Как это правильно понимать и согласовать с Писанием и Святыми Отцами? Заранее спасибо за ответ!

Ответов - 18, стр: 1 2 All

Архиепископ Зосима.: Здравствуйте Александр Бондарев, наш юный собеседник. Ваш вопрос не так уж и прост, как покажется это на первый раз. То, что написали Святые Отцы Церкви, Вами здесь процитированные, это правда и истина. Чтобы лучше понять смысл ими сказанного, советую Вам прочесть труд Квинта Септимия Флорента Тертуллиана, " О ВОСКРЕСЕНИИ ПЛОТИ", православного христианина тогда ещё, когда он писал замечательные труды о вере православной. Вепервые, именно у Тертуллиана, мы находим свидетельства о праздновании уже во 2-ом веке Дня Воскресного и этим отметаем всякую муть адвентистов, насчёт Святого Равноапостольного Константина или Папы Римского, о том, что в Древней Церкви практиковалось крещение младенцев, что верующие православные христиане 2-го века, поклонялись изображению Святого Креста и иконам и о том, что в Раннехристианской Апостольской, Православной Церви, верующие православные христиане верили в бессмертие души и совершали дни поминовения усопших. Итак, Квинт Септимий Флорент Тертуллиан в своём труде "О ВОСКРЕСЕНИИ ПЛОТИ" в конце параграфа 5-го пишет так:"....Помни, что человек в собственном смысле называется плотью, потому что она первая получила имя человека: "И СОЗДАЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА, ПРАХ ЗЕМНОЙ (Быт.2.7). Уже человек, но ещё прах. И ВДУНУЛ В ЛИЦО ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СДЕЛАЛСЯ ЧЕЛОВЕК, то есть прах, ДУШОЮ ЖИВОЮ, И ПОМЕСТИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО СДЕЛАЛ, В РАЙ" (Быт.2.7-8). Итак, человек сначала был только прахом, а лишь затем стал целым. Я мог бы утверждать, что всё, вообще Богом предусмотрено для человека и ему обещано относится не только к душе, но и к плоти, если не в силу общего происхождения, то во всяком случае, по праву первенства". Так пишет Тертуллиан. Вообще весь этот труд Тертуллиана глубок и интересен, его расуждения великолепны и вот как заканчивает этот свой прекрасный труд, подводя итог всему сказанному Тертуллиан в последнем, 63.-ем параграфе и пишет так:"Значит, плоть воскреснет, и воскреснет всякая, и та же самая, и нисколько не повреждённая. Человек сохраняется Богом цельным в Господе нашем Иисусе Христе. Она повсюду сохраняется Богом с помощью вернейшего "ПОСРЕДНИКА МЕЖДУ БОГОМ И ЛЮДЬМИ-ИИСУСА ХРИСТА" (1.Тим.2.5). Который возвратит человеку Бога, Богу-человека, плоти-дух, а духу плоть. Ибо Он уже заключил меж ними союз в Своём Лице, уже приготовил невесту жениху и жениха-невесте. Но даже если кто-то станет утверждать, что невеста-это душа, то плоть всё равно последует за ней, хоть как приданое. Душа-не блудница, чтобы жених принимал её нагою. У неё есть наряды и свои собственные украшения-плоть, которая сопутствует ей, как молочная сестра. Но истинная невеста-плоть, которая и во Христе Иисусе обрела через Его Кровь своего жениха в Духе. Ты, верно, считаешь это гибелью; знай же, что это просто уход. Удаляется ведь не только душа: и плоть имеет свои временные убежища-в воде, в огне, в птицах и зверях. Кажется, что она претворяется в них, но она словно переливается в другие сосуды. А если не хватает самих сосудов, она, перелившись из них в свою мать-землю как бы окольным путём, поглощается ею, чтобы из неё вновь появился Адам, который услышит от Господа:"ВОТ, АДАМ СТАЛ КАК ОДИН ИЗ НАС (Быт.3.22). Тогда она поистине узнает зло, которого избежала, и добро, которое обрела. Почему, душа, ты ненавидишь плоть? Ближе неё у тебя никого нет; её ты должна любить более всего после Господа. Это ближайшая сестра твоя, которая вместе с тобою рождается в Боге. Скорее ты должна была бы вымаливать ей воскресение: ведь она согрешила с твоей помощью. Впрочем, неудивительно, если ты и ненавидишь её, ибо ты отвергла даже её Творца и привыкла отрицать или изменять её даже во Христе. Этим ты бесчестишь самоё Слово Божье, которое стало плотью,-искажаешь его пером или превратным толкованием, да к тому же прибегаешь к тайнам апокрифов, к этим, как и еретическим, нечестивым басням. Но Всемогущий Господь, противясь козням неверия и нечестия, по предусмотрительнейшей милости Своей "ИЗЛИЛ ОТ ДУХА СВОЕГО В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ НА ВСЯКУЮ ПЛОТЬ, НА СВОИХ РАБОВ И РАБЫНЬ (ср.Иоиль.2.28;Деян.2.17-18), оживил искушаемую веру в воскресение плоти и очистил ясным светом слов и мыслей древние писания от двусмысленности и темноты. Потому и "НАДЛЕЖАЛО БЫТЬ ЕРЕСЯМ, ЧТОБЫ ОТКРЫЛИСЬ ВЕРНЫЕ" (ср.1.Кор.11.9). А ереси не осмелились бы выступить, если бы не нашли каких-нибудь предлогов в Писании. Поэтому и кажется, что древние книги дали им кое-какой материал, который, впрочем, может быть опровергнут теми же самыми книгами. Но подобало открыть Духа Святого, дабы Он изобильно просиял во всех этих речениях, и они не только не добавляли бы новых ростков еретическим уловкам, но истребили и старые их корни. Поэтому Господь устранил все прежние неясности, все произвольные притчи открытой и ясной проповедью всего священного таинства в новом пророчестве, истекающем от Параклета. Если ты зачерпнёшь из Его источников, (СВЯТОГО ПРАВОСЛАВИЯ), ты уже не сможешь жаждать никакого нового учения и жар вопросов не будет сжигать тебя: постоянно впитывая живительную надежду на воскресение плоти, ты найдёшь облегчение". Так пишет Тертуллиан, думаю Александр, что он дал Вам исчерпывающий ответ на Ваше вопрошание. Если нет, спрашивайте ещё. Итак, в Господе Иисусе Христе, Его Теле-Церкви Православной (Еф.1.22-23;Евр.12.22-23) мы сохраняемся цельными, целыми и неделимыми. Всем вам, дорогие мои, спокойной ночи!

А. Бондарев: Спасибо Вам, дорогой Владыка Зосима, за столь подробный ответ! думаю Александр, что он дал Вам исчерпывающий ответ на Ваше вопрошание. Если нет, спрашивайте ещё. Я всё прочитал. Но мне надо это несколько дней обдумать и разложить "по полочкам". Если вопросы останутся, я действительно ещё спрошу. Простите, пожалуйста, что я вас отвлекаю.

АНДРЕЙ 44: Вопрос вот еще в чем: Является ли душа человека образом и подобием Души Бога? Казалось бы вопрос прост, а вот многие верующие путаются и не могут дать на него ответа.


А. Бондарев: Модератор, удалите, пожалуйста, из темы сектанта АНДРЕЙ 44. Его поучения мне совершенно не интересны. Андрей, неужели я не ясно сформулировал в названии темы, что вопросы у меня только к священноначалию?!

АНДРЕЙ 44: А. Бондарев пишет: Андрей, неужели я не ясно сформулировал в названии темы, что вопросы у меня только к священноначалию?! А, да, да........, я не заметил. А. Бондарев пишет: сектанта АНДРЕЙ 44. Вот вам не мои поучения, они покажутся вам интересны и полезны. 8 "а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда". - Соборное Послание Святого Апостола Иакова 3

Архиепископ Зосима.: Уважаемый Андрей 44! Совет, который вы здесь всем раздаёте направо и налево, прежде всего примените его к самому себе, это будет правильно и по-христиански, если, правда то, что вы христианин. Повторю вам ещё раз то, что Бог Сам является Душой всего сущего, я не вижу в Священном Писании, чтобы где-то говорилось о "Божьей Душе". Если речь идёт о Человечестве Христа, то вот что пишет Святитель Григорий Нисский расуждая на эту тему в своем творении "СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА". Все созданы по образу Божию, все носят на себе образ Спасителя нашего и о всех благоволит Бог. Любовь к ближним неразделима с любовью к Богу. Одно невозможно без другого. И любовь есть некая внутренняя связь или срастворение с любимым. Эта связь осуществляется в Церкви,-в символике Песни Песней Церковь обозначается "подобием верви", "так что вся делается единой вервию и единой цепью". Совершенная любовь изгоняет страх и невежество всякое, в том числе и еретичечкое, и страх претворяется в любовь,-"спасаемое оказывается тогда единицею по взаимном между собою соединении всех в сродстве с Единым Богом". Это сродство с Единым Богом, В ЕДИНСТВЕ СВЯТОГО ДУХА, и есть основание человеческого единства любви. Только в духоносной, подвижнической православной жизни человечество воссоединяется и единство личной жизни укрепляется единством жизни братской. Сектанты же, не имея "Послушания истине" (1.Петр.1.22), поэтому и не имеют истинного братолюбия, отвергая Матерь Божию, Святых Угодников Божиих, не молятся за усопших..., а не имея истинного братолюбия, они остаются и без Христа. Еретики не имеют "Никакого успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа" (2.Петр.1.5-9). То есть сектанты, "Всегда учащиеся...всегда исследующие...." (2.Тим.3.1-9), не знают совершенно ничего о Господе нашем Иисусе Христе, и вы, Андрей 44, тоже яаляете нам полное невежество в "познании Господа нашего Иисуса Христа", а мне вас всех, еретики, очень жаль! Душа человеческая есть творение Божье, дыхание Божье, душа нематериальна, её природа духовная, ибо она от Духа Божия.

Надежда: Знаете, одна женщина на работе принесла такой стих...понимаю, что к бибилии он не имеет ни какого отношения, но помоему он хорошо подходит к понятию о "духовном мире в нутри себя" Не зли других, и сам не злись. Мы ж гости в этом мире тленном. И если что-нибудь не так - сдержись, Будь поумней и улыбнись, Ведь в мире все закономерно. Зло, излученное тобой, К тебе вернется неприменно!

Архиепископ Зосима.: Ну это что-то или из протестантских "гуслей" или надгробная эпитафия. Христиане православные побеждают зло любовью и добром, ну а если кто согрешил, мы же не ангелы ещё и не святые "совершенные" (Мф.5.48), мы только совершенствующиеся, поэтому нам в Церкви, Господь дал Святое Таинство Покяния-Исповеди. А христианин православный, покаявшийся и причастившийся Тела Живого и Крови Христовой в Святом Таинстве Евхаристии, когда уже по его жилам течёт Живая Кровь Христа и он стал причастником "Божеского естества" (2.Петр.1.4), то какое зло к нему пристанет? И будет ли он этого зла страшиться? Нет! Потому что сказано (1.Ин.4.18). Так что ничего православному христианину злое не вернётся, а злому нераскаяннму грешнику и еретику- сектанту-да, вернётся, вот они пусть себе и страшатся.

chair07: Спасибо, Владыко, что находите время на участие в форуме. Пусть нас извинит А.Бондарев, что мы отвлеклись от его вопроса. Архиепископ Зосима. пишет: ну а если кто согрешил, мы же не ангелы ещё и не святые "совершенные" (Мф.5.48), мы только совершенствующиеся, поэтому нам в Церкви, Господь дал Святое Таинство Покаяния-Исповеди Пожалуй, я не единственная, кто задаётся таким вопросом, но как же те, кто сотворил зло непомерное, например, убийство? К тому же, убийства бывают жесточайшие, которые нормальный человек совершить не сможет. Господь милостив, но неужели, при искреннем покаянии и жестокого убийцу простит?

СергийК.: Ну конечно простит. Но только при условии ИСКРЕННЕГО покаяния. И не только убийство, но любой грех вообще, кроме самоубийства, думаю понятно почему. За примерами далеко ходить не надо. Почитайте Библию, там много примеров. В частности благоразумный разбойник, который при жизни, наверное, столько человек убил, что на крест угодил вместе с Христом. Однако он раскаялся и первым вошел в рай. Сотник Лонгин - это один из распинателей Господа, куда уже страшнее. Однако раскаялся и принял за Христа мученическую кончину. Несколько дней назад была память святого Киприана, бывшего разбойника (пирата) Олонецкого. Ну ит.д. Примерам несть числа.

chair07: А я считаю, что не всё так просто, хотя примеров достаточно, согласна. Покаяние для человека, совершившего тяжкий грех, это не есть покаяние, съевшего в пост кусок мяса. Такое покаяние – это испытание, которое пройти может далеко не каждый. Вот здесь, наверное, и есть грань, кому быть прощённым. Со мной можно не согласиться.

Архиепископ Зосима.: Мне кажется что Вы ставите вопрос немножко не в христианской, а юридической плоскости и форме. Мы часто, следуя чувству справедливости, требуем мести, то есть наказания за те или иные проступки, за такой например, страшный грех как убийство. Вот что об этом говорит Квинт Септимий Флорент Тертуллиан в своём труде "О ТЕРПЕНИИ". Параграф.14. "Исайя, укреплённый силой терпения, не устаёт славить Господа, когда его тело перепиливают пилой. Стефан, побиваемый камнями, просит прощения для своих врагов и убийц. И самый счастливый из всех тот, кто явил все виды терпения против всех козней дьявола! Ни похищённые стада, основа богатства, ни потрея детей под неожиданно рухнувшим домом, ни, наконец, мучения ставшего одной раной тела не смогли отвратить многострадального Иова от терпения, данного ему верой в Господа. Дьявол напрасно мучил его изо всех сил. Бесчисленные несчастья не заставили Иова отказать Богу в вере, надежде и любви к Нему. Он был явлен нам как образец и пример терпения, которому надлежит следовать как духом, так и плотью, как душой, так и телом,-дабы мы не отчаивались ни из-за неудач в мирских делах, ни из-за потери близких, ни из-за телесных мучений. Какой победный трофей воздвиг Бог над дьяволом в этом муже! Какое знамя вознёс Он над недругом Своей славы, когда этот человек в ответ на всякое горестное ивестие произносил лишь:"Благодарение Богу, буди Имя Господне благословенно отныне и до века!", когда он прогонял свою жену, подавленную бедствиями и горем и уговаривавшую прибегнуть к дурным средствам! Как радовался Бог, как терзался дьявол, когда Иов с великой невозмутимостью счищал гной своих язв, когда он, играючи, возвращал выползших червей назад в те же места его изъязвленного тела, где они кормились! Итак, этот творец победы Божией, отразив все стрелы искушений панцирем и щитом терпения, вскоре получил от Бога и телесное здоровье, и то, что было им потеряно,-вдвойне. И если бы он захотел, чтобы и дети были также воскрешены, то вновь бы стал называться отцом. Но он предпочёл, чтобы они были возвращены ему в последний день. Он отложил эту радость, полагаясь на Бога. Он намеренно не возвратил детей, чтобы не проводить жизнь без терпения". Вот как велика христианская добродетель терпения. Мы требуем мщения иногда потому, что мало верим в Бога и в Его Правосудие, и в Его мщение. В этом же труде, в параграфе 10. Тертуллиан пишет:"....Может ли нам грозить опасность неправедного суда от Господа, столь справедливого Судьи, столь могущественного Творца? Почему мы верим, что Он-Судья, если не верим, что Он-Мститель?" (Втор.32.15;Евр.10.30). Так пишет Тертуллиан, поразмышляйте над его словами, спаси Вас Господи за добрые слова и доброе отношение к пастырям Церкви Божьей.

Linzar: Иов с великой невозмутимостью счищал гной своих язв, когда он, играючи, возвращал выползших червей назад в те же места его изъязвленного тела, где они кормились! -Кстати здесь нет ничего неестественного. Даже современная медицина при самых сложных гнойных инфекциях применяет как(и порой единственно действенный) эфективный способ очищения ран от гноя-черви опарыши("гладиатор"-помните?)

Архиепископ Зосима.: Доброго утра всем православным добрым людям! Господи, да разве здесь об этом идёт речь? Разве о опарышах мы говорим?! Если может опарыши кому и интересны, но я всё же прошу вас, меня от этой темы о опарышах, уволить. Больше комментариев на эту тему не будет. Хотя заявленная тема остаётся в силе.

Linzar: Архиепископ Зосима. -Откуда у вас такая нетерпимость и нелюбовь ко мне? вы так и несоизволили ответить на мой вам вопрос в уже закрытой теме, где вы почемуто приняли голословную на меня клевету и отвергнули совершенно противоположное свидетельство и факты. Это противоречит как Евангельскому взаимоотношению между братьями, так и элементарному праву. Вы одобрив одного за ложный донос и лжесвидетельство, создаёте прецедент форумского общения-"лей на брата любое порочащее его лжесвидетельство, без фактов!"и отвергай свидетельство доброе, если оно против злого". Вы зря так резко отреагировали и в данном случае, я всего лиш хотел отметить интересный факт, который только сейчас признала официальная медицина. В Библии нет ничего неважного, но важно понимать и самые мелкие детали. Ведь даже от внешнего и ложного прочтения данного места могут возникнуть подозрения что Иов пытался добавить к тому что ему попустил Бог, а отсюда могут возникать самые разные выводы-вплоть до того что лечить болячки не надо, а лучше усугублять. Я незря вначале поставил слово-КСТАТИ, оно никак не умоляет основу темы, и апсолютно нормально в общении людей даже на самые серьёзные темы и я этим никак не пытался увести разговор на "опарышей". Всего доброго, жду вашего ответа (хотябы в личке) на мои вам посты в закрытой теме-"Можно ли благодать продавать за деньги?"-в последних трёх страницах.



полная версия страницы