Форум » Вопрос священнику » И снова вопрос о Дидиме-слепце » Ответить

И снова вопрос о Дидиме-слепце

А. Бондарев: Я уже как-то об этом спрашивал на форуме, но тема куда-то затёрлась, к сожалению. В IV веке жил известный христианский богослов Дидим-слепец. Мне интересно, почитает ли он в какой-нибудь из Поместных ПЦ как Святой? В календаре нашей Русской Церкви его имени нет. Сайт Days.ru выдаёт имя некоего Дидима Александрийского (не мученика) - возможно, это и есть Дидим-слепец. Так вот, повторно задаю свой вопрос на счёт почитания Дидима-слепца в Православии. Возможно, Владыка Зосима знает или отцы форума. Вообще неплохо бы посмотреть в 3-х томной энциклопедии "Христианство" под ред. Аверинцева - там в конце третьего тома есть полный список православных святых аж на 111 страницах. Вот если бы там посмотреть, но у меня этой книги, увы, нет. Может есть она у Высокопреосвященнейшего Зосимы или форумных батюшек. Если есть, посмотрите, пожалуйста, там имя Дидима-слепца. Просто я давно интересуюсь этим опросом, но никак не могу выяснить. (Хотя, у меня есть подозрение, что Дидим таки почитается где-то как местночтимый Святой. Только не могу найти этому подтверждение.) Кто чем может - помогите. Заранее спасибо.

Ответов - 13

СергийК.: Вообщем, Вы правы, Дидим-слепец и Дидим Александрийский -это одно лицо. Если верить Большой Советской Энциклопедии.

А. Бондарев: Спасибо, брат Сергий. Я ещё на форуме диакона Андрея Кураева зарегистрировался и там спросил. Думаю, или там или здесь получу точный ответ.

Valdis: СергийК. пишет: Дидим-слепец и Дидим Александрийский Я вроде там же раньше указал - эти люди сильно отличаются по годам жизни - один человек это быть не может. Сведения по жизни есть в интернете - можно поискать через рамблер.


Valdis: А. Бондарев пишет: тема куда-то затёрлась можно поискать среди ранних тем и сделать там сообщение - тема опять выйдет вперед.

СергийК.: Это однозначно. Во-первых, на days Вы могли найти только Дидима Александрийского - МУЧЕНИКА, а во-вторых почитайте Киприана (Керна): http://aleteia.narod.ru/inquisitio/kern2/kern_6.htm

А. Бондарев: можно поискать среди ранних тем и сделать там сообщение - тема опять выйдет вперед. Я не нашел ту тему, Валдис. Видно она стёрлась... Во-первых, на days Вы могли найти только Дидима Александрийского - МУЧЕНИКА Не правда. http://days.pravoslavie.ru/ABC/md.htm Дидим Александрийский Апрель 5 Дидим Александрийский, мч. Май 27 Дидим Лаодикийский (Сирский), мч. Сентябрь 11 а во-вторых почитайте Киприана (Керна): http://aleteia.narod.ru/inquisitio/kern2/kern_6.htm Спасибо. Я жизнеописание Дидима хорошо знаю. Вот здесь, пожалуй, самое полное: http://minds.by/academy/trudy/5/tr5_6.html Я вроде там же раньше указал - эти люди сильно отличаются по годам жизни - один человек это быть не может. А где Вы нашли годы жизни? Хотя Дидим осуждён V Вселенским Собором, но его вполне могут где-то почитать местночтимо. Как, например, последнего Византийского Императора-униата Константина XI. Надо всё-таки по энциклопедии смотреть...

Valdis: А. Бондарев пишет: А где Вы нашли годы жизни Вроде у Киприана источник полуцерковный

СергийК.: Ну в моем жизнеописании стоит заглавие "Дидим-слепец", а дальше по тексту он в основном называется Дидимом Александрийским, что свидетельствует о том, что это одно лицо. Почему неправда? Вы сами написали "Дидим Александрийский, мч (т.е. МУЧЕНИК) 27 Мая"

А. Бондарев: Вроде у Киприана источник полуцерковный И что там говорилось? Я просто не помню уже ту тему... Валдис, если не трудно, изложите, пожалуйста, ещё раз это сравнение годов жизни. Ну в моем жизнеописании стоит заглавие "Дидим-слепец", а дальше по тексту он в основном называется Дидимом Александрийским, что свидетельствует о том, что это одно лицо. А, я видимо не так понял, что Вы хотели сказать. Простите. Конкретно Days.ru я не очень доверяю, там чё угодно может быть написано (достаточно помотеть на тот бред, который указывается у них там в житии св. преп. Феодосия Кавказского), поэтому и спросил на форуме и попросил посмотреть в энциклопедии, если она у кого есть. Ну форуме отца Андрея Кураева тоже пока ничего конкретного не ответили.

СергийК.: Введите в яндексе поисковый запрос "дидим-слепец". 3 и 4 результат - Большая Советская Энциклопедия.

Архиепископ Зосима.: Приветствую Вас Александр Бондарев и Вам лично я расскажу о Дидиме-слепце. Дидим прожил долгую жизнь, до 83 или 85 лет. Приблизительно годы рождения и смерти можно установить как 313 и 398. В детстве он потерял зрение, но это не помешало ему пройти обычный круг наук и пройти с таким успехом, что уже в молодые годы ему было поручено руководство Александрийской школой (вероятно, Афанасием). Дальнейшая жизнь Дидима протекала тихо и спокойно. Арианские бури как-то не коснулись его. Он жил не в самой Александрии, но в пригороде, и вёл здесь уединённую жизнь аскета. Телесная слепота предрасполагала к задумчивости и размышлениям. Дидим был близок к Египетским отшельникам, среди которых имел немало учеников и почитателей, в частности Палладия, автора Лавсаика, и Евагрия. Аскет и богослов интимно сочетались в Дидиме: в его книгах богословские рассуждения часто переливаются в молитву, живое чувство церковности (чего нет у Валдиса, Шолома, Сепфоры....и пр.) и соборности всегда согревает его мысль. От богослова он требует добрых дел, сосредоточенности и блгочестия. Жизнь Дидима текла однообразно-в аскетических упражнениях и учёных трудах. Ученики к нему стекались отовсюду, в частности с Запада; в их числе нужно назвать блаженного Иеронима, проведшего, впрочем, у Дидима только месяц (в 386 г.), и Руфина Аквилейского. Самостоятельным мыслителем Дидим не был Он был прежде всего эрудитом; но свою эрудицию претворял не в спекулятивный синтез, но в исповедании православной веры. О характере учительной деятельности Дидима мы знаем мало. По-видимому, как учитель Дидим был прежде всего экзегетом. В богословии он примыкал непосредственно к Оригену, многие мнения которого он разделял. Однако в учении о Троице далёк от Оригена и свободен от его нелепостей и неточностей,-даже Иероним категорически признавал это. В Троическом богословии Дидим был по влиянием Каппадокийцев и особенно близок к Григорию Богослову. Знал Дидим, конечно, и творения Афанасия, по-видимому ещё и Кирилла Иерусалимского, Тертуллиана и Иринея. Был он начитан и в еретической литературе. Современников поражала его начитанность и память. Разносторонними, но не глубокими, были его познания в общих науках. Он часто ссылается на античных поэтов. К философии у него не было особого вкуса, метафизическими проблемами не волновался: для него (как, впрочем, и для Оригена) философия была только богословской пропедевтикой. Это-только Агарь. Злоупотребление философией Дидим считал корнем ересей; вряд ли Дидим много занимался философией, вряд ли изучал творения философов. У него много философских мотивов, но он мог усвоить их через богословскую традицию. Из философов он высоко чтил Платона, но к неоплатонизму относился сурово. В общем, Дидим был прежде всего учёным Александрийского типа. Скончался он в мире, в последние годы 4-го века. И только позже вокруг его имени поднялся спор. На него пало подозрение в оригенистическом неправомыслии. Впервые об этом заговорил блаженный Иероним-впрочем, с оговоркою о чистоте его Троической веры,-Дидим всегда оставался для него экзегетическим авторитетом. Репутация Дидима в это время не была поколеблена даже на Западе. Амвроссий в своём богословии почти повторял Дидима. На блаженного Августина Дидим оказал большое влияние в учении о Троице. В Александрии за Дидимом следовал Кирилл. Только в 6-ом веке во время оригенистических споров вопрос о Дидиме был поставлен прямо и резко. На Пятом Вселенском Соборе его эсхатология была предана анафеме; остаётся неясным, был ли анафематствован сам Дидим, но во всяком случае его имя было опорочено. И это повлекло за собою почти полное исчезновение его литературного наследия, из которого уцелели немногие остатки и по большей части только отрывки в разных сборниках. Вот Вам, мой юный друг, Александр Бондарев, я исполнил Вашу просьбу, если есть ещё вопросы по Дидиму или другие, милости прошу!

Valdis: Архиепископ Зосима. пишет: На Пятом Вселенском Соборе его эсхатология была предана анафеме Вот из этого и нужно исходить, а не разводить антимонию о его достоинствах. Вопрос ведь был прост - признает ли православная церковь его святым. Вряд ли автор проклятого учения им является формально.

Архиепископ Зосима.: Если Церковь анафематствует учение того, или иного учёного богослова, то он Святым быть просто уже не может. Что же тут, действительно, Валдис, вы разводите глупую антимонию? Но человек-то трудился, старался, хоть и ошибся, людям донести истину учения Церкви. Да и человек, учение, которого анафематствовано мог иметь и добрые свидетельства, и добрую жизнь. Тертуллиан, Ориген, например, да, некоторые части их учения анафематствованы Церковью, но может ли православное богословие обходиться без доброй, истинно-православной части учения этих замечательных богословов? Решения же Вселенских Соборов отменять не вправе никто, кроме дьявола, мормона Джозефа Смита и ему подобных слуг антихриста. Это правда.



полная версия страницы